Цели деятельности Банка России, его функции и полномочия в отношении платежной системы и расчетов определяют платежную систему Банка России в качестве одного из ключевых механизмов реализации денежно-кредитной и бюджетной политики в Российской Федерации, обеспечивают ее доминирующую роль в платежной системе Российской Феде-рации. Через платежную систему Банка России осуществляются значительные по количеству и преобладающие по объему доли платежей, проводимых в платежной системе Российской Федерации.
Архив категорий: Национальная Платежная Система
Текущее состояние и перспективы развития платежной системы Банка России
Становление современной банковской системы началось с создания в 1990 году Государственного банка РСФСР (с 1992 года — Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и независимых коммерческих банков, сформированных на базе Госбанка СССР и спецбанков соответственно. В стране зарождалась и стремительно развивалась двухуровневая банковская система. Масштабные институциональные и структурные изменения выдвинули необходимость реформирования и модернизации платежной системы в число первоочередных задач не только для Банка России и банковского сообщества, но и для российской экономики в целом. Исполнение основополагающих принципов деятельности Банка России , направленных на развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также защиту и обеспечение устойчивости рубля, было невозможно без обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и, прежде всего, платежной системы Банка России. Основой платежной системы Банка России стала система МФО Госбанка СССР, использовавшая для проведения платежей и осуществления расчетов бумажные технологии, базирующиеся на почтовом и телеграфном авизовании. Инфраструктуру платежной системы Банка России образуют подразделения расчетной сети Банка России (головные расчетно-кассовые центры, расчетно-кассовые центры), действующие в составе территориальных учреждений Банка России, в которых открыты счета кредитных организаций и клиентов Банка России.
Теоретические аспекты регулирования платежных систем
В первом чтении Госдумой РФ принят законопроект «О национальной платежной системе». Данный документ обсуждается уже достаточно давно и в сравнении с первоначальной версией претерпел значительные изменения. В частности, из законопроекта убран раздел, касающийся национальной карточной платежной системы. Вероятнее всего это связано с принятием Федерального закона «О государственных и муниципальных услугах», на основании которого можно эмитировать социальную карту для населения. При этом возникает вопрос: кто будет являться в этом случае эмитентом данной платежной системы? Вопрос остается открытым, однако с нашей точки зрения, регулирование карточных платежных систем должно быть отнесено к надзорной функции Центрального банка, а значит, вопросы регулирования карточных платежных систем должны быть прерогативой национального (центрального) банка. Возможно, вопросы функционирования банковских карт следует рассматривать как отдельную составляющую с особым статусом, и поэтому целесообразно определить их статус и организацию деятельности отдельными документами. Уточним, что в настоящий момент действует лишь нормативный акт Банка России об эмиссии банковских карт кредитными организациями, однако многие вопросы остаются за рамками данного документа.
Новые подходы к регулированию национальной платежной системы России
На остаток электронных денег проценты не начисляются, никакого иного вознаграждения их владельцу не выплачивается.
Оператором электронных денег ведется постоянный учет информации об остатке электронных денег и осуществленных переводах электронных денег.
Последний вопрос, который следует рассмотреть — это положения проекта закона, касающиеся надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Отметим, что в мировой практике сложились два понятия, оба из которых дословно на русский язык следовало бы переводить именно как «надзор» — это supervision применительно к той деятельности, которая в русской терминологии именуется банковским надзором, и oversight — применительно к в чем-то схожей деятельности, осуществляемой в отношении платежных систем. Общепринятого адекватного термина этому понятию в русской экономической и юридической литературе пока не сложилось. В различных работах oversight переводится то как «надзор», то как «наблюдение», а то и просто транскрибируется — в «оверсайт».
Новые подходы к регулированию национальной платежной системы России
Термин «Национальная платежная система» лишь недавно начал входить в нашу жизнь. Впервые он прозвучал в документах Базельского комитета по платежным и расчетным системам (КПРС) только в 2006 году, в документе под названием «Общее руководство по развитию национальной платежной системы» (Базель, январь 2006 года)6. В данном документе Национальная платежная система определяется через совокупность своих элементов, к которым относятся: