Новые подходы к регулированию национальной платежной системы России

<<Начало статьи

На остаток электронных денег проценты не начисляются, никакого иного вознаграждения их владельцу не выплачивается.

Оператором электронных денег ведется постоянный учет информации об остатке электронных денег и осуществленных переводах электронных денег.

Последний вопрос, который следует рассмотреть — это положения проекта закона, касающиеся надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Отметим, что в мировой практике сложились два понятия, оба из которых дословно на русский язык следовало бы переводить именно как «надзор» — это supervision применительно к той деятельности, которая в русской терминологии именуется банковским надзором, и oversight — применительно к в чем-то схожей деятельности, осуществляемой в отношении платежных систем. Общепринятого адекватного термина этому понятию в русской экономической и юридической литературе пока не сложилось. В различных работах oversight переводится то как «надзор», то как «наблюдение», а то и просто транскрибируется — в «оверсайт».

Авторы законопроекта пошли по пути использования обоих возможных переводов — и «надзор», и «наблюдение», обозначив в то же время в положениях проекта достаточно четкое разграничение между обоими видами деятельности.

Надзор в национальной платежной системе, согласно проекту закона, определяется как «деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе».

Наблюдение в национальной платежной системе определено как «деятельность Банка России по мониторингу, оценке деятельности операторов по переводу денежных средств, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также по оценке оказания соответствующих услуг, оценке организации и функционирования платежных систем, оценке использования платежной инфраструктуры и при необходимости по подготовке рекомендаций и предложений по результатам указанной оценки».

Формирование правовых основ надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются существенными новациями законопроекта, которые позволяют создать законодательную базу для тех правоотношений, которые не имеют адекватного правового регулирования в действующем законодательстве Российской Федерации. Важно отметить, что согласно проекту закона и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, и наблюдение в национальной платежной системе осуществляется Банком России.

В третьей главе эти новации законопроекта, а также содержание функций надзора и наблюдения применительно к платежной системе будут раскрыты более полно.

Источник: Национальная платежная система России: проблемы и  перспективы развития / Н.А. Савинская [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Савинской, д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 131 с. ISBN 978-5-7310-2660-4

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *