С банковскими кризисами и связанными с ними проблемами сталкивались и сталкиваются многие страны, Россия в этом ряду не является исключением. Мы только повторили тот негативный опыт, который с конца 70-х г.г. уже имели многие страны. Известно, что с этого периода до настоящего времени кризисы наблюдались более чем в семидесяти странах. Причем банковские кризисы были как в странах с развитой рыночной системой, так и в развивающихся странах и странах с экономикой переходного типа.
Признав наличие в стране кризиса, Центральный банк и другие регулирующие органы вынуждены теми или иными способами решать фундаментальную проблему неплатежеспособности банков. Международный опыт показывает, что реструктуризация отдельных банков или системы в целом должна базироваться на таких принципах, как прозрачность, беспристрастность, минимизация негативного влияния на финансовые рынки и экономия средств.
Можно выделить шесть принципов, применяемых в ходе санирования. В 90-х г.г. этим принципам следовало правительство Финляндии:
- Обеспечение полной гласности и прозрачности мер по финансовой поддержке отдельных институтов.
- Четкое распределение расходов по капитализации банков между бюджетом и акционерами.
- Немедленное вмешательство правительства в управление банками с целью воспрепятствовать росту рискованных вложений и предоставлению новых средств должникам с высоким уровнем просроченной и сомнительной задолженности.
- Принятие банками мер по рационализации и реструктуризации путем слияния с местными кредитными институтами или привлечения иностранных инвесторов как условие предоставления им государственной поддержки.
- Ограничение негативного влияния операций по спасению банков на конкуренцию внутри банковской системы.
- Усиленный надзор со стороны государства в отношении банков, получающих государственную поддержку.
Первым шагом по оздоровлению банковских институтов, затронутых кризисом, является обычно установление административного контроля. В дальнейшем, в зависимости от тяжести ситуации, могут быть приняты решения по их ликвидации, реорганизации и капитализации. Указанные административные меры в первую очередь преследуют цель не допустить катастрофического ухудшения положения проблемных банков, избежать паники и изолировать их от банковской системы с тем, чтобы предотвратить распространение кризиса на другие институты через механизм межбанковских расчетов.
Промежуточное положение между оказанием краткосрочной ликвидной поддержки терпящим бедствие кредитным институтам и радикальным оздоровлением банковской системы занимают меры по временной капитализации банков. Главная цель состоит в поддержании платежеспособности банков, понесших убытки, чтобы предотвратить панику, массовое изъятие депозитов и коллапс всей финансовой системы.
Мексика в марте 1995 г. принимает программу, где коммерческим банкам временно, до изыскания новых постоянных источников пополнения капитала, предоставлялись ресурсы на увеличение собственных средств до 8% от взвешенной по коэффициентам риска суммы активов.
В России в самом начале кризиса проводились мероприятия по повышению ликвидности банковской системы, в том числе осуществлением межбанковского многостороннего клиринга, снижены и дифференцированы нормативы обязательных резервов. Ряду банков были предоставлены кредиты, что позволило восстановить нормальное функционирование платежной системы. Выполняя роль кредитора последней инстанции и в целях предотвращения негативных последствий кризиса, ЦБ России и в августе 1998 г. и в последующий период предоставлял банкам кредиты, в том числе ломбардные, кредиты-овернайт, специальные кредиты для финансового оздоровления банков, в которых произошел мощный отток вкладов населения и которые играли важную роль в восстановлении функций платежной системы.
Следующим логическим шагом после установления контроля над проблемными банками и временной капитализацией является реорганизация. В качестве основного инструмента реорганизации обычно используется слияние проблемного банка с финансово здоровым институтом или поиск иностранного инвестора. Вместе с тем, чтобы такое слияние состоялось, банк или специальное агентство должны очистить портфель реорганизуемого банка от “плохих” кредитов. В случае, если активы банка оказались неликвидными, могли быть проданы лишь сеть филиалов и недвижимость. По такому пути пошли многие системообразующие банки России, например СБС-АГРО, Мосбизнесбанк, Российский кредит и др. Реализация активов является крайне сложным и длительным делом и требует создания специализированного агентства.
Наилучшим выходом из критического состояния, по оценкам многих экспертов, может считаться слияние проблемного банка со здоровым. В этом случае проблемный банк получает финансовую поддержку и в него приходит новая команда управленцев, которая способствует его оздоровлению. Проблема заключается, как правило, в том, что эта форма реструктуризации применима только в том случае, когда долги банка-банкрота невелики, иначе возможные плюсы от слияния, в том числе получение клиентской базы и готовой инфраструктуры поглощаемого банка, перевешиваются его огромными убытками. Известно, что крупные банки в странах с развитой рыночной экономикой никогда не сливаются с банками, активы которых превышают одну треть их собственных активов.
В России программа санации проблемных банков путем их слияния сталкивается с серьезными трудностями и практически не применяется.
В США процесс слияния происходит по следующим принципам:
- Все конкурентные предложения сравниваются в ходе открытого аукциона.
- Банки, нуждающиеся в помощи, должны достигнуть договоренности с заинтересованными в слиянии банками о проведении полной ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
- Конкурентные предложения должны содержать количественные оценки правительственных гарантий, которые позволили бы точно оценить издержки, связанные с каждым из предложений. Как правило, выигрывают те предложения, которые предполагают наименьший размер правительственной помощи.
В ходе банковских кризисов власти принимают решения об отзыве лицензий и ликвидации отдельных проблемных банков и даже целой группы банков. Опыт большинства стран свидетельствует о том, что искусственное продление существования неустойчивых и плохо поддающихся регулированию кредитных учреждений только усиливает потенциальные проблемы и финансовые потери в будущем.
Сложности властей усиливаются крайне неоднозначной и подчас непредсказуемой реакцией на те или иные меры по реструктуризации банков внутри страны и за границей. Так, в принципе правильный шаг правительства Индонезии по закрытию 16 коммерческих банков в ноябре 1997 г., принятый по настоянию МВФ для того, чтобы продемонстрировать его решимость в разрешении трудностей банков и тем самым восстановить доверие к индонезийской валюте, был в целом положительно расценен международными финансовыми институтами. Население же страны восприняло его как признак неминуемого краха банковской системы. Поскольку при этом правительство установило максимальную сумму компенсации владельцам депозитов, эквивалентную 6 тыс. долларов США, начались массовое изъятие вкладов из индонезийских банков, перевод сбережений в иностранную валюту и, как следствие этого, дальнейшее катастрофическое обесценение рупии. В результате в январе 1998 г. было принято противоположное по духу решение о выдаче универсальной гарантии Банка Индонезии по всем обязательствам коммерческих банков страны, что способствовало прекращению паники.
Для ускорения процесса ликвидации кредитных организаций ЦБ России пользуется своим правом направления в арбитражные суды заявлений о признании кредитной организации банкротом. ЦБ России дал своим территориальным учреждениям указание, которое обязывает территориальное учреждение направлять в арбитражные суды заявления о признании кредитной организации банкротом не позднее чем на следующий рабочий день после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. После банковского кризиса 1998 г. ЦБ России отозвал или намерен отозвать лицензии и ликвидировать 1029 кредитных организаций.
В целях облегчения реструктуризации проблемных банков государство может осуществлять частичную или полную покупку их активов. Такие покупки, как правило, проводятся либо агентствами по страхованию депозитов, либо центральными банками. При этом программа по покупке плохих активов сопровождается мерами, направленными на капитализацию банков.
Участие государства в финансовом оздоровлении, в свою очередь, может осуществляться разными способами. Оно, например, может предоставить предприятиям дополнительные средства в форме кредитов или специальных государственных обязательств; заменить в балансах коммерческих банков безнадежные долги предприятий своими долгосрочными обязательствами и т.п. Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. К преимуществам данного варианта относят заинтересованность банков в возврате долгов, а следовательно, в разработке схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных государственных средств; наличие у банков более полной и достоверной информации о положении на предприятиях и др.
Государство, выкупающее задолженность у коммерческих банков, должно сразу предпринять усилия по реализации активов с тем, чтобы избежать дальнейшего снижения их качества и сократить нагрузку на бюджет. Как правило, функции по реализации указанных активов передаются специализированным агентствам или на доверительной основе самим коммерческим банкам.
Наибольшую известность среди таких агентств получила Трастовая корпорация по реализации задолженности (Resolution Trust Corporation, RTC), созданная в 1989 г. для покупки сомнительной задолженности кредитно-сберегательных учреждений США и разрешения тем самым их проблем. Она была учреждена на 6 лет с первоначальной капитализацией 50 млрд. долларов. Из-за непрекращающегося роста потерь по операциям указанных институтов и падения цен на рынке недвижимости к концу 1991 года финансирование RTC было увеличено до 78 млрд. долларов.
Сумма активов в портфеле RTC по состоянию на конец 1991 г. составила 357 млрд. долларов. Через 6 лет RTC была ликвидирована. По итогам своей деятельности корпорация сумела реализовать большую часть активов, оставшаяся нереализованной сумма полностью безнадежной задолженности превысила 30 млрд. долларов. Весь объем расходов по преодолению банковского кризиса 80-х – начала 90-х г.г. в США составил от 3 до 5% ВНП.
Вышеизложенное позволяет, на мой взгляд, сделать вывод, что необходимой предпосылкой оздоровления банковской системы является разработка нормативной базы, регулирующей все стороны взаимоотношений участников экономического процесса, включая неплатежеспособность и банкротство. При этом национальное законодательство наряду с основополагающими принципами, принятыми в большинстве государств, должно учитывать специфику экономической ситуации в конкретной стране и открывать возможности решения назревших хозяйственных проблем.
Автор: О.В. ПАНЬКОВА