Особенности наблюдения за платежной системой Банка России

Статья 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает в качестве одной из основных целей деятельности Банка России обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В связи с подготовкой законопроекта «О национальной платежной системе» в Закон предполагается внести изменения в части функций и полномочий Банка России в сфере национальной платежной системы. В соответствии с изменениями, которые предполагается внести в Закон, Банк России будет осуществлять надзор и наблюдение в национальной платежной системе, в том числе наблюдение за платежной системой Банка России, являющейся частью национальной платежной системы. Банк России организует и обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы Банка России, а также осуществляет безналичные расчеты, в том числе через свои учреждения.

Банк России как оператор собственной платежной системы устанавливает правила осуществления расчетов и проведения платежей через Банк России, обеспечивает контроль их соблюдения, а также оценку и управление рисками в платежной системе Банка России.

Цели деятельности Банка России, его функции и полномочия в отношении национальной платежной системы определяют платежную систему Банка России одним из ключевых механизмов реализации денежно-кредитной и бюджетной политики в Российской Федерации. Через платежную систему Банка России осуществляются значительные по количеству и преобладающие по объему доли платежей, проводимых в национальной платежной системе. Указанные факторы определяют платежную систему Банка России как системно значимую платежную систему в Российской Федерации, от надежности которой зависит стабильность национальной платежной системы и эффективность функционирования международных финансовых систем.

В деятельности по наблюдению за собственной платежной системой Банк России придерживается следующих принципов:

  • прозрачности политики наблюдения;
  • применения общепризнанных на международном уровне принципов наблюдения;
  • наличия соответствующих прав и действующих полномочий по осуществлению наблюдения;
  • последовательной реализации политики наблюдения.

Правовая основа деятельности, которая позволяет Банку России и его территориальным учреждениям осуществлять деятельность по наблюдению за платежной системой, заложена в статье 3 Закона, а также в Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», нормативных и иных актах Банка России. Положением Банка России от 29.07.1998 № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России» определено, что территориальные учреждения Банка России (далее -ТУ Банка России) обеспечивают эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов на территории субъектов Российской Федерации.

Наличие в платежной системе Банка России функционально взаимосвязанных централизованной компоненты (системы БЭСП) и региональных компонент платежной системы Банка России  обусловливает двухуровневое построение наблюдения за платежной системой Банка России:

  • федеральный уровень, который представлен Департаментом центрального аппарата Банка России, ответственным за наблюдение за платежной системой Банка России;
  • региональный уровень, представленный подразделениями платежных систем и расчетов ТУ Банка России.

Банком России планируется вести совместное наблюдение Департаментом центрального аппарата и ТУ Банка России за отдельными платежными системами на уровне ТУ, перечень которых будет устанавливаться и корректироваться ежегодно.

Согласно письму Банка России от 29.06.2007 № 90-Т «О функциях подразделений платежных систем и расчетов территориальных учреждений Банка России» основными задачами подразделения платежных систем и расчетов ТУ Банка России являются:

  • организация методологического руководства по осуществлению безналичных и наличных расчетов в регионе;
  • реализация требований Банка России в сфере безналичных и наличных расчетов, включая проведение платежей в системе БЭСП;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России на уровне ТУ Банка России;
  • реализация требований Банка России к организации, функционированию и развитию частных платежных систем, к наблюдению за ними.

В соответствии с поставленными задачами в сфере осуществления безналичных расчетов через платежную систему Банка России на подразделения платежных систем и расчетов ТУ Банка России возложена функция наблюдения за платежной системой Банка России на уровне ТУ Банка России и участием клиентов ТУ Банка России в системе БЭСП.

Сфера наблюдения Банка России распространяется на все элементы и процессы платежной системы Банка России (участники платежной системы Банка России, счета, ликвидность, запросы (сообщения), направляемые в платежную систему, регламент и др.). Наблюдение в платежной системе Банка России осуществляется посредством мониторинга элементов и процессов платежной системы, их оценки и, при необходимости, инициирования изменений.

Наблюдение на федеральном уровне осуществляется Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России, деятельность которого в соответствии с Положением о Департаменте (утверждено решением Совета директоров Банка России, протокол от 16.02.2007) направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России.

Письмом Банка России от 13.08.2009 № 97-Т «О совершенствовании аналитической работы и наблюдения за платежной системой в регионе» были определены основные направления аналитической работы и наблюдения за платежной системой в регионе.

В ходе наблюдения ТУ Банка России осуществляется накопление и анализ сведений, характеризующих состояние платежной системы Банка России на региональном уровне. При проведении аналитической работы используются: данные форм отчетности кредитных организаций (филиалов) и отчетности ТУ, направляемой в Банк России; данные специальных обследований, нормативно-справочная информация (Книга государственной регистрации кредитных организаций, Справочник БИК России, Справочник участников системы БЭСП и др.); информация, полученная в процессе участия в совещаниях (в том числе, селекторных); информация, получаемая по запросам, а также могут использоваться общеэкономические, демографические и другие сведения, поступающие от сторонних организаций: справочники Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России», «Россия в цифрах», региональные статистические сборники. На основании собранных данных выполняются:

1. Комплексный анализ:

  • состояния и тенденций развития платежной системы в регионе;
  • факторов, влияющих на ее состояние и развитие;
  • характера и причин рисков, способных возникать при функционировании платежной системы, и возможности их предотвращения.

2. Тематические анализы по конкретным направлениям и объектам анализа.

3. Анализ функционирования системы БЭСП.

4. Анализ концентрации платежных услуг (коэффициент концентрации платежных услуг и индекс Херфиндаля-Хирцмана платежных услуг).

В ТУ Банка России аналитическая работа ведется на основании показателей, используемых для анализа состояния и развития платежной системы и безналичных расчетов в регионе, формирование которых осуществляется по единым унифицированным алгоритмам расчета, изложенным в методических рекомендациях Банка России № 97-Т.

Для определения динамики показателей осуществляется сравнение показателей за соответствующие периоды разных лет, а также по временным периодам в течение отчетного года (ежеквартально, ежемесячно, ежедекадно). В случае уменьшения или увеличения каких-либо показателей за сравниваемые периоды проводится анализ причин этих изменений.

В ходе анализа полученных показателей рассматриваются удельные веса каждого из них, соотношение различных показателей, их динамика. Единый подход к расчету показателей позволяет проводить их сравнение, в том числе с другими регионами, а также анализировать развитие платежной системы в регионе в сопоставлении с общими тенденциями развития платежной системы России.

Результаты анализа доводятся до сведения руководителей ТУ Банка России, публикуются в журналах и размещаются в сети Интранет Банка России.

В 2010 году Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России (далее — ДРУМПС) проведена самооценка платежной системы Банка России на соответствие международным стандартам, ключевым принципам для системно значимых платежных систем. Утвержденная самооценка платежной системы Банка России будет размещена на сайте Банка Росси в разделе «Наблюдение в платежной системе Российской Федерации».

В рамках деятельности по наблюдению за платежной системой Банка России осуществляется оценка доступности платежной системы Банка России при осуществлении межрегиональных и внутрирегиональных электронных расчетов. Оценка доступности проводится на основе данных отчетности по форме 0409230 «Сведения о соблюдении регламента обмена расчетными документами между Банком России и клиентами Банка России», установленной Указанием Банка России от 30.07.2010 № 2483-У «О перечне, формах, правилах и порядке составления и представления отчетности структурными подразделениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации». Для организации работы по оценке доступности платежной системы Банка России на уровне ТУ Банка России разработаны соответствующие методические рекомендации, введение в дей-ствие которых предоставило подразделениям платежных систем и расчетов ТУ Банка России инструментарий по наблюдению за таким важным показателем платежной системы как ее доступность. Под доступностью платежной системы на уровне ТУ Банка России в соответствии с письмом Банка России от 22.07.2008 № 86-Т «О методических рекомендациях по оценке и анализу доступности платежной системы Банка России на уровне территориального учреждения при осуществлении внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов» понимается способность учреждений (подразделений) Банка России, действующих в составе данного ТУ, осуществлять прием электронных документов от клиентов Банка России в любой рабочий день в произвольный момент времени, определенный договором об обмене электронными документами и регламентом, установленным ТУ Банка России для приема электронных документов при осуществлении внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов.

Уровень доступности платежной системы Банка России на уровне ТУ характеризуется показателями, позволяющими в числовой форме оценить отклонение фактической продолжительности интервалов времени, в течение которых осуществлялся обмен, от продолжительности, установленной регламентом обмена. Минимальные/максимальные коэффициенты доступности платежной системы Банка России на уровне ТУ печатаются в годовом отчете Банка России.

ДРУМПС осуществляет ежеквартальный и ежегодный анализ показателей доступности платежной системы Банка России, а также проводит анализ причин, которые приводят к отклонению коэффициента доступности от его максимально возможного значения (100%). Коэффициенты доступности платежной системы Банка России в 2008-2010 (I полугодие) размещены на сайте Банка Росси и в разделе «Наблюдение в платежной системе Российской Федерации». В настоящее время Банком России разрабатываются методические рекомендации по оценке и анализу доступности системы БЭСП.

Наблюдение за функционированием системы БЭСП осуществляется Банком России в соответствии с письмом Банка России от 08.06.2007 года № 82-Т «О наблюдении за системой БЭСП» по следующим направлениям. Назовем их:

  • достаточность   нормативно-правовой   базы, обеспечивающей функционирование системы БЭСП;
  • соблюдение правил и процедур функционирования системы БЭСП;
  • действие механизмов управления ликвидностью в системе БЭСП;
  • обеспечение быстрого окончательного расчета в системе БЭСП;
  • обеспечение операционной надежности в системе БЭСП;
  • эффективность и практичность системы БЭСП; объективность и открытость критериев доступа для участия в системе БЭСП;
  • прозрачность управления системой БЭСП.

Наблюдение за системой БЭСП, как и наблюдение за платежной системой Банка России, это динамично развивающееся направление деятельности Банка России в области платежных систем.

В рамках разработки письма Банка России «О методических рекомендациях по наблюдению за системой БЭСП, осуществляемому подразделениями платежных систем и расчетов территориальных учреждений Банка России» под наблюдением за системой БЭСП понимается деятельность, направленная на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы БЭСП, основанная на накоплении необходимых данных об участниках системы БЭСП, о количестве и объеме проводимых через систему БЭСП платежей, о выполнении участниками системы БЭСП правил и порядка осуществления расчетов через систему БЭСП и другой информации по установленным Банком России направлениям, систематизация указанных данных и их анализ, а также, в случае необходимости, внесение предложений по улучшению функционирования системы БЭСП и инициированию изменений в нормативные акты и иные документы Банка России.

В рамках реализации «Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 года» наблюдение за платежной системой Банка России в настоящее время выводится на качественно новый уровень. Для целей наблюдения за платежной системой Банка России Концепцией предусматривается создание централизованной информационно-аналитической системы платежной системы Банка России, позволяющей получать всю необходимую информацию об участниках и событиях, происходящих в платежной системе Банка России, в том числе в режиме реального времени.

Источник: Национальная платежная система России: проблемы и  перспективы развития / Н.А. Савинская [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Савинской, д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 131 с. ISBN 978-5-7310-2660-4

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *