Объекты и организация надзора и наблюдения в национальной платежной системе

Функция наблюдения в терминологии Банка международных расчетов заключается в том, чтобы оценить, в какой мере создаваемые или действующие платежные системы являются безопасными и эффективными. В проекте Закона «О национальной платежной системе» наблюдение за платежными системами включает в себя наблюдение в национальной платежной системе и надзор в национальной платежной системе с выделением объектов наблюдения и надзора, способов определения объекта, деятельности по наблюдению, приоритетов и совместного наблюдения.

Надзор в национальной платежной системе — это контроль соблюдения организациями, осуществляющими деятельность в рамках национальной платежной системы, требований законодательства, нормативных и иных документов, применение мер воздействия за их несоблюдение, в том числе принудительных.

Наблюдение в национальной платежной системе — это стимулирование организаций, осуществляющих деятельность в рамках национальной платежной системы, следованию рекомендуемым международным и национальным стандартам по организации и функционированию платежных систем.

Подход, используемый в законопроекте, позволяет выделить в надзоре две компоненты:

  • деятельность по надзору за отдельными институциональными элементами национальной платежной системы;
  • деятельность,   направленную  на стимулирование повышение уровня безопасности и эффективности платежных систем в целом.

Объектами надзора в национальной платежной системе выступают организации входящие в институциональный состав национальной платежной системы:

  • операторы платежных услуг
  • операторы по переводу денежных средств, операторы электронных денег, прочие небанковские операторы, а также платежные агенты и субагенты;
  • операторы платежной инфраструктуры
  • операционные клиринговые и расчетные центры;
  • операторы платежных/расчетных систем.

Объектами наблюдения в национальной платежной системе выступают платежные системы, инфраструктура платежных/расчетных систем, платежные инструменты, применяемые в платежных/расчетных системах.

Способами определения объектов надзора и наблюдения является регистрация и/или лицензирование операторов и/или платежных систем.

Наблюдение за платежными системами — это функция, в рамках которой цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирование предложений по изменению внутренних регламентов и процедур оцениваемых систем.

В соответствии с положениями законопроекта «О национальной платежной системе» приоритетными направлениями являются:

  • наблюдение за системно значимыми платежными системами;
  • наблюдение за социально значимыми платежными системами; наблюдение за другими значимыми элементами инфраструктур финансового рынка (центральные контрагенты и центральные депозитарии).

Системно значимые платежные системы — это системы, проблемы в функционировании которых могут оказывать влияние на возникновение рисков в других платежных системах, способствуя, тем самым, зарождению кризисных ситуаций системного характера, вызывая серьезные экономические последствия. Основными критериями признания платежной системы системно значимой могут быть:

  • значительный общий размер переводов денежных средств;
  • значительный размер отдельных переводов денежных средств, осуществляемых в платежной системе;
  • срочность осуществления переводов денежных средств в платежной системе;
  • осуществление переводов в платежной системе в целях реализации денежно-кредитной политики, в целях расчета по сделкам с ценными бумагами, в целях расчета по сделкам с иностранной валютой;
  • отсутствие альтернативной по функциям платежной системы.

Социально значимые платежные системы — это системы, проблемы в функционировании которых могут подорвать доверие населения и организаций к платежным системам как механизму совершения безналичных платежей. Основными критериями признания платежной системы социально значимой могут быть:

  • значительный общий размер переводов денежных средств по розничным платежам;
  • значительное количество клиентов — физических лиц;
  • доступность платежных услуг, оказываемых клиентам — физическим лицам.

Дополнительными критериями признания платежной системы системно значимой или социально значимой могут быть:

  • осуществление переводов средств бюджетной системы Российской Федерации;
  • значительный объем платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры;
  • взаимодействие с другими платежными системами;
  • трансграничность платежной системы.

При наблюдении за трансграничными платежными системами законопроектом предусмотрена возможность проведения совместного наблюдения уполномоченными органами, регулирующими различные сегменты финансового рынка (как на национальном, так и на международном уровнях).

Недостатки в работе системы расчетов по ценным бумагам могут вызвать системные сбои на финансовых рынках и других платежных системах и системах расчетов. Финансовые или операционные проблемы любого учреждения, выполняющего важные функции в процессе расчетов по ценным бумагам, могут привести к сильному давлению на ликвидность или к прямым потерям участников системы. Сбой в процессе расчетов по ценным бумагам может распространиться на платежные системы, которыми пользуется система расчетов по ценным бумагам. В этой связи за их деятельностью должно быть установлено совместное наблюдение со стороны органов, регулирующих операции на ОРЦБ, и центральных банков.

В качестве возможного примера совместного наблюдения, который целесообразно было бы осуществить в России, можно привести наблюдение за инфраструктурами финансового рынка группы ММВБ и РТС. Указанные группы наряду с организацией самой торговли ценными бумагами проводят расчеты на крупные суммы, в том числе через платежную систему Банка России. С учетом изложенного наблюдение за ними нужно проводить Банком России и ФСФР. А между указанными ведомствами наладить взаимодействие по обмену информацией и по совместной оценке деятельности рассматриваемых платежных систем на соответствие международным стандартам; при необходимости вносить изменения в порядок их функционирования. В части совместного наблюдения за трансграничными розничными платежными системами предполагается организация совместного наблюдения с иностранными центральными банками стран, где зарегистрированы указанные платежные системы.

На сегодняшний день актуальными задачами в области наблюдения являются: взаимодействие с розничными платежными системами и инфраструктурами финансового рынка, проведение оценки указанных систем на соответствие международным стандартам, а также продвижение законопроекта «О национальной платежной системе».

В рамках взаимодействия с розничными системами платежных карт Банком России (в частности, Департаментом регулирования расчетов) регулярно организуются рабочие встречи с международными системами (VISA и MasterCard), а также с отечественными (Золотая корона). Данные встречи представляют собой консультации по вопросам адаптации их внутренних правил и регламентов к требованиям, закладываемым в законопроект «О национальной платежной системе».

Помимо розничных платежных систем, Банк России активно взаимодействует с инфраструктурными организациями рынка ценных бумаг -группами ММВБ и РТС. Результатами регулярных контактов с указанными биржевыми группами является подготовка периодических изданий Банка России «Платежные и расчетные системы» серии «Анализ и статистика» и публикации по методологии банка международных расчетов «Платежные системы России» («Красная книга»).

Несколько лет назад комитетом по платежным и расчетным системам совместно с техническим комитетом международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) разработаны Ключевые принципыдля системно значимых платежных систем20, Рекомендации для систем расчетов по ценным бумагам , Рекомендации для центральных контрагентов22. Указанные принципы представляют собой международные стандарты, и оценка платежных и расчетных систем на соответствие им позволяет регулирующим органам оценить степень их надежности и эффективность. В ряде стран для платежных систем, являющихся системно значимыми, следование указанным стандартам вменено в обязанности на законодательном уровне. Комитетом по платежным и расчетным системам в настоящее время осуществляется актуализация указанных стандартов.

В целях дальнейшего продвижения законопроекта о национальной платежной системе с учетом мнения различных общественных и ведомственных организаций о необходимости регулирования одной из наиболее инновационных схем расчетов с использованием так называемых электронных денег перед Банком России стоит задача уже сегодня разработать нормативный акт, регулирующий деятельность операторов электронных денег. В настоящее время операторы электронных денег, например, такие, как Яндекс-деньги, функционируют на рынке в форме юридических лиц, не являющихся кредитными организациями. Учитывая значительный масштаб их деятельности, причем преимущественно связанной с расчетами физических лиц, она должна подлежать контролю со стороны регулирующих органов. Предполагается, что таким регулятором может стать Банк России. Уже сегодня Департаментом регулирования расчетов совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора и Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций разрабатывается процедура упрощенной регистрации, регулирования и надзора за операторами электронных денег.

В настоящее время Банком России в рамках мониторинга деятельности небанковских операторов розничных платежных услуг проводится работа, направленная на снижение рисков розничных платежей.

Объектами мониторинга являются следующие организации, функционирующие в различных сегментах:

  • в сети Интернет («ПС Яндекс.Деньги», «Webcreds» и др.);
  • в сетях мобильной связи («Билайн», «МТС», «Мегафон» и др.);
  • по приему наличных денежных средств («Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП), группа компаний «Кибер-плат», ФГУП «Почта России» и др.);
  • в области оказания ломбардных услуг (например, «Некоммерческое партнерство \»Лига ломбардов\»»);
  • в области организации розничной платежной инфраструктуры (например, процессинговые центры — «Компания объединенных кредитных карточек», «Рукард» и др.).

Целями мониторинга являются:

  • получение на постоянной основе количественных и качественных данных как в целом о рынке розничных платежных услуг, на котором функционируют небанковские операторы розничных платежных услуг, так и об их деятельности в разрезе каждого сегмента;
  • характеристика текущего состояния и выявление тенденций развития российского рынка розничных платежных услуг, на котором функционируют небанковские операторы розничных платежных услуг, а также прогнозирование его развития;
  • разработка рекомендаций по содействию позитивным и противодействию негативным тенденциям развития рынка розничных платежных услуг, на котором функционируют небанковские операторы розничных платежных услуг.

Источник: Национальная платежная система России: проблемы и  перспективы развития / Н.А. Савинская [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Савинской, д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 131 с. ISBN 978-5-7310-2660-4

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *