Направления развития системы взаимодействия федерального казначейства и банка России

Потребности трансформации путей развития экономики России, связанных с переходом к инноваци­онным подходам, настоятельно требуют изменений в сфере организации и функционирования всего сектора государственного управления.

Аспектами трансформации Федерального казначейства (Казначейства России) с точки зрения новых инновационных подходов являются, в частности:

  • изменения в структуре внутренней организации и управления ведомством,
  • внедрение инновационных подходов применительно к новым направлениям функциональной де­ятельности Федерального казначейства,
  • поиск новых подходов к развитию и совершенствованию исполнения традиционных функ­циональных направлений деятельности.

В Федеральном казначействе основные направления совершенствования системы внутренней орга­низации и управления в значительной мере ориентированы на принципы лучших практик реализации административной реформы в нашей стране, а также на изучение и внедрение элементов аналогич­ного зарубежного опыта, включая достижения сектора реальной экономики.

Важнейшее инновационное изменение, которое внедряется в деятельности Федерального казначей­ства — это переход к стратегическому менеджменту (стратегированию). Полагаю, что возможно выде­лить четыре этапа стратегического менеджмента как важные составные элементы соответствующе­го перманентного процесса. Во-первых, это постоянный анализ места и роли федерального органа исполнительной власти в системе мероприятий по реализации социально-экономической политики Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, формирование и со­гласование в установленном порядке перспективных направлений развития ведомства. Во-вторых, это соответствующее определение и корректировка стратегических целей и задач внутри федераль­ного органа исполнительной власти, их гармонизация с его ресурсными возможностями, включая мобилизацию необходимых резервов. В-третьих, это идентификация и институализация проблем­ных вопросов, формирование \»центров ответственности\» для наиболее эффективного их решения и реализация соответствующих конкретных мероприятий в тесной взаимосвязи с перспективными направлениями развития других государственных институтов. В-четвертых, это изменение подхо­дов к системе оценки и контроля внутренней деятельности федерального органа исполнительной власти.

В Федеральном казначействе существует два горизонта планирования развития ведомства: пятилет­нее планирование на основе стратегической карты и тактическое планирование на ежегодной основе. Планы тесно взаимосвязаны между собой и учитывают актуальные тенденции социально-экономичес­кой политики государства.

Специалистами ведомства была разработана \»Стратегическая карта развития Федерального казна­чейства на 2010-2015 гг.\»1, включающая формирование таких базовых компонентов стратегирования, как: роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших страте­гических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач.

Важнейшими целями развития Казначейства России на среднесрочную перспективу являются:

  • формирование единого информационного пространства в части финансовой деятельности всех публично-правовых образований в стране;
  • обеспечение качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора эко­номики (включая государственные внебюджетные фонды);
  • развитие современной системы бюджетных платежей (в том числе, с применением биржевых механизмов регулирования ликвидности единого казначейского счета по учету средств феде­рального бюджета, а также современных банковских расчетно-платежных технологий);
  • совершенствование системы внутренней организации деятельности ведомства, основанное на применении новейших информационно-телекоммуникационных технологий, детальной админист­ративной и технологической регламентации всех основных итеративных процессов, оптимизации структуры и функций сотрудников и т.д.

Существенную роль в процессе развития Казначейства России должно сыграть активное внедрение программно-целевых методов в систему управления, что, в частности, предполагает использование инструментов ведомственных целевых программ в тесной связи со стратегическими задачами ве­домства.

С целью реализации мероприятий \»Стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 гг.\» ежегодно формируются детальные планы соответствующих мероприятий.

Необходимо отметить, что решение целого ряда важнейших задач развития Казначейства России (включая, в частности, такие как: внедрение современных платежно-расчетных технологий в государ­ственном секторе, полномасштабное внедрение концепции \»Электронное казначейство\» и т.п.) было бы невозможным без существующей системы комплексного взаимодействия между Федеральным казначейством и Банком России.

Одной из приоритетных задач в рамках внедрения концепции \»Электронное казначейство\» является переход на безбумажный документооборот не только с клиентами территориальных органов Каз­начейства России, но и с подразделениями Банка России, в которых осуществляется открытие и ведение счетов Федерального казначейства. Этот сложный процесс занял в общей сложности почти десять лет и был практически завершен в 2010 году.

В свою очередь, это создало необходимые предпосылки для включения территориальных органов Казначейства России в систему банковских электронных срочных платежей (систему БЭСП) Банка России. В настоящее время эта инновационная банковская технология успешно используется каз­начейскими подразделениями в 79 субъектах Российской Федерации, объем операций составляет 3,4 трлн. рублей (июль 2009 года — июль 2010 года), что в совокупности превышает третью часть от общей суммы годовых расходов федерального бюджета.

Применение технологии БЭСП наиболее эффективно для реализации внутридневных подкрепле­ний счетов территориальных органов Федерального казначейства, предназначенных для осущест­вления и учета операций со средствами федерального бюджета, а также при проведении различ­ных платежей, имеющих высокую степень приоритетности для государства (например, реализации ряда мер антикризисного регулирования, финансовой поддержки населения и уполномоченных ор­ганов в процессе предотвращения и (или) устранения последствий природных и (или) техногенных катастроф и т.п.).

Проведенный Казначейством России мониторинг времени прохождения бюджетных платежей из федерального центра до его территориальных органов и обратно в системе БЭСП позволяет ут­верждать, что период прохождения в настоящее время, как правило, не превышает одной минуты. В свою очередь, это позволило Федеральному казначейству и Центральному банку Российской Феде­рации совместно реализовать в 2010 году процедуру централизации на Едином казначейском счете (далее — ЕКС), открытом в ОПЕРУ-1 Банка России, средств, предназначенных для проведения опе­раций и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений, а также финансовых ресурсов, нахо­дящихся в их временном распоряжении. Кроме того, в том же году была успешно внедрена модель, при которой подразделениями Банка России осуществляется ежедневное \»обнуление\» всех остатков средств, находящихся по завершении операционного дня в территориальных органах Казначейства России, с одновременным их зачислением на ЕКС.

Это дало возможность существенно увеличить среднедневные остатки средств на ЕКС по сравнению с данными кризисного 2009 года, а также значительно снизить зависимость федерального бюджета как от привлечения дополнительных внешних и внутренних заимствований, так и от иммобилиза­ции части средств суверенных фондов Российской Федерации (и в первую очередь ее Резервного фонда) для решения проблем бюджетной сбалансированности. Дальнейшее углубление взаимодействия Казначейства России и Банка России в направлении развития технологии БЭСП применительно к бюджетной сфере могло бы осуществляться по следующим основным направлениям:

  • обеспечение полного охвата вышеуказанным сервисом всей совокупности территориальных ор­ганов Казначейства России (в настоящее время он недоступен в четырех регионах Российской Федерации: Республике Дагестан, Республике Северная Осетия — Алания, Чеченской Республике и Республике Ингушетия);
  • поэтапный переход к внедрению специализированного сервиса Банка России для региональных подразделений Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации, реализующего возможность осуществления их руководителями (в соответствии с переданными полномочиями и в условиях определенных правовых ограничений) прямого дебетования ЕКС с целью ускорения оборачиваемости бюджетных средств и оптимизации расчетно-платежных технологий.

Важнейшим совместным проектом Казначейства России и Банка России является методическое и организационное сопровождение процесса перехода выдачи наличных денежных средств работни­кам бюджетной сферы и бюджетным учреждениям посредством индивидуальных и корпоративных банковских карт, эмитируемых кредитными организациями.

Первый эксперимент подобного рода, успешно реализованный в 2009 году в Краснодарском крае, наглядно продемонстрировал следующие преимущества нового подхода:

  • расширение рамок операционного дня в части возможности получения наличных денежных средств;
  • существенное увеличение точек выдачи кассовой наличности, включая не только помещения бан­ков, но и банкоматы;
  • внедрение электронных технологий при подкреплении счетов для выдачи наличных денежных средств, что существенно удобнее повсеместно используемого ныне механизма акцепта денеж­ных чеков в органах Федерального казначейства, который невозможен без их физической до­ставки туда представителем бюджетополучателя;
  • возможность получения дополнительных бюджетных доходов, уплачиваемых кредитными органи­зациями при победе в тендере на право их работы с наличными денежными средствами (если такие условия оговорены в соответствующей конкурсной документации);
  • сокращение операций бюджетных издержек при увеличении эффективности.

В рамках осуществления Центральным банком Российской Федерации контрольно-надзорных и ре­гулятивных полномочий представляется чрезвычайно важной реализация совместно с Казначейством России ряда мероприятий по предоставлению дополнительного сервиса добросовестным плательщи­кам денежных средств в бюджеты всех уровней.

В настоящее время Федеральным казначейством совместно с другими федеральными органами ис­полнительной власти — администраторами бюджетных поступлений (Федеральной налоговой служ­бой, Федеральной миграционной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации) и администрациями ряда субъектов Российской Федерации (Республик Татарстан и Башкортостан, Вла­димирской и Астраханской областями) начат эксперимент по концентрации данных о начислениях и учете оплаты бюджетных платежей физическими лицами в сети Интернет. Предполагается, что в даль­нейшем эти данные будут доступны для них через услугу \»личный кабинет\» на федеральном портале государственных услуг. В связи с этим особую актуальность будет иметь возможность доступа для пользователей этой услуги ко всему спектру современных платежных банковских технологий, включая расчеты посредством банковских карт различных платежных систем, интернет-банкинга и т.п. Преимущества подобного подхода, как нам представляется, будут выражаться, в частности, в сле­дующем:

  • должно быть достигнуто повышение собираемости бюджетных поступлений и ускорение обора­чиваемости бюджетных средств;
  • будет обеспечено существенное повышение степени информированности плательщиков о задол­женности и ее погашении, упрощение процедур перечисления средств в пользу бюджетов.

Все вышеперечисленные проекты должны быть реализованы в течение ближайших трех лет.

На более длительную перспективу (до 2017 года) рассчитана реализация проекта по трансформации Казначейства России в квазикредитную организацию с особым правовым статусом в части осуществ­ления им расчетно-платежных и учетных полномочий в отношении средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

В этом контексте предполагается концентрация средств, учитываемых на счетах, открытых Федераль­ному казначейству на одном счете Казначейства России, ведущемся в уполномоченном подразделе­нии Банка России.

При этом должна быть обеспечена возможность автоматизированного оперативного расщепления данных электронной выписки по вышеуказанному счету по соответствующим балансовым субсчетам, в том числе по счетам всех публично-правовых образований Российской Федерации.

В свою очередь, это потребует реализации принципиально новых для Казначейства России подхо­дов к организации процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов, включая существенное реформирование системы учета и отчетности и, возможно, формирование ежедневного баланса Федерального казначейства.

Внедрение такого подхода могло бы существенно оптимизировать и удешевить процесс казначей­ского исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов, сократить потребность пуб­лично-правовых образований в заимствованиях на финансовых рынках и, соответственно, значитель­но снизить процентные расходы их бюджетов (при наличии законодательно установленных процедур осуществления кассового подкрепления соответствующих счетов в периоды временных кассовых раз­рывов), обеспечить сохранность вышеуказанных денежных средств и транспарентность финансовых потоков для всех заинтересованных пользователей.

Приведенный в настоящей статье перечень перспективных направлений сотрудничества между Каз­начейством России и Банком России не является неизменным и исчерпывающим. Но совместная реализация мероприятий по повышению качества и сокращению стоимости кассового обслуживания государственного сектора экономики является, вне сомнения, важнейшей задачей обоих ведомств.

Автор: Прокофьев С.Е., заместитель руководителя Федерального казначейства, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации

Источник: Всероссийское совещание Национальная Платежная Система и роль Банка России в ее развитии. Сборник докладов 2011

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *