Актуальные задачи наблюдения за платежными системами
Поддерживая общее мнение о важности скорейшего выхода закона «О национальной платежной системе», мне хотелось бы акцентировать внимание на тех положениях законопроекта, которые связаны с наблюдением и надзором в национальной платежной системе (НПС), коснуться актуальных задач текущей деятельности Банка России в этой области, а также дать общее представление о проведении мониторинга за небанковскими операторами розничных платежных услуг.
Функция наблюдения (Payment System Oversight) в терминологии Банка международных расчетов (БМР) призвана ответить, в какой мере создаваемые или действующие платежные системы являются безопасными и эффективными. Следуя законопроекту «О национальной платежной системе», можно отметить, что наблюдение за платежными системами раскрывается в следующих категориях:
- надзор в НПС;
- наблюдение в НПС;
- объекты наблюдения и надзора;
- способы определения объектов;
- деятельность по наблюдению;
- приоритеты;
- совместное наблюдение.
Надзор в НПС — это контроль за соблюдением организациями, осуществляющими деятельность в рамках данной системы, требований законодательства, нормативных и иных документов, и применение мер воздействия за их несоблюдение, в том числе принудительных.
Наблюдение в НПС — стимулирование организаций, осуществляющих деятельность в НПС, следование рекомендуемым международным и национальным стандартам по организации и функционированию платежных систем в целях повышения уровня их эффективности и надежности. Подход, используемый в законопроекте, позволяет разделить наблюдение за платежными системами на две компоненты: деятельность по надзору за отдельными организациями — институциональными элементами НПС и деятельность, направленную на стимулирование повышения уровня безопасности и эффективности платежных систем в целом.
Объектами надзора выступают организации, входящие в институциональный состав НПС: операторы платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры и платежных систем. В свою очередь объектами наблюдения операторов являются платежные системы, взаимные связи инфраструктуры платежных систем, платежные инструменты, применяемые в платежных системах.
Способами определения объектов надзора и наблюдения является регистрация или лицензирование операторов или самих платежных систем.
Деятельность по наблюдению за платежными системами можно охарактеризовать как функцию центрального банка, в рамках которой цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений.
В соответствии с положениями законопроекта «О национальной платежной системе» приоритетными направлениями деятельности по наблюдению за платежными системами являются:
- наблюдение за системно значимыми платежными системами;
- наблюдение за социально значимыми платежными системами;
- наблюдение за другими значимыми элементами инфраструктур финансового рынка.
Системно значимые платежные системы — системы, проблемы в функционировании которых могут оказывать влияние на возникновение рисков в других платежных системах, способствуя тем самым зарождению кризисных ситуаций системного характера и вызывая серьезные экономические последствия.
Социально значимые платежные системы — системы, проблемы в функционировании которых могут подорвать доверие населения и организаций к платежным системам как механизму совершения безналичных платежей.
Другие значимые элементы инфраструктуры финансового рынка:
- центральные контрагенты;
- центральные депозитарии.
Законопроектом предусмотрена возможность проведения за трансграничными платежными системами совместного наблюдения уполномоченными органами, регулирующими различные сегменты финансовых рынков как на национальном, так и на международном уровнях. Недостатки в работе Системы расчетов по ценным бумагам (СРЦБ) могут вызвать системные сбои на фондовых рынках и в других платежных системах и системах расчетов. Финансовые или операционные проблемы любого учреждения, выполняющего важные функции в процессе расчетов в СРЦБ могут привести к сильному давлению на ликвидность или потерям других участников. Сбой в процессе расчета по ценным бумагам может распространиться на платежные системы, которыми пользуется СРЦБ. В связи с этим за их деятельностью должно быть установлено совместное наблюдение со стороны органов, регулирующих операции на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) и центральных банков.
В качестве возможного примера совместного наблюдения, который целесообразно было бы осуществить в России, можно привести наблюдение за инфраструктурами фондового рынка групп ММВБ и РТС. Указанные группы наряду с организацией самой торговли ценными бумагами проводят расчеты на крупные суммы, в том числе через платежную систему Банка России. С учетом изложенного, наблюдение за ними нужно проводить совместно: Банком России и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России), а между указанными ведомствами наладить взаимодействие по обмену информацией о деятельности расчетных систем, совместному проведению оценки их деятельности на соответствие международным стандартам и при необходимости инициированию изменений в порядке их деятельности.
В части совместного наблюдения за трансграничными розничными платежными системами предполагается организация совместного наблюдения с иностранными центральными банками стран, где зарегистрированы указанные платежные системы.
На сегодняшний день актуальными задачами Банка России в области наблюдения являются:
- — взаимодействие с крупнейшими розничными системами платежных карт и инфраструктурами финансового рынка;
- — проведение оценки указанных систем на соответствие международным стандартам;
- — продвижение законопроекта «О национальной платежной системе».
В рамках взаимодействия с розничными системами платежных карт Банком России регулярно организуются рабочие встречи с международными системами «Visa» и «MasterCard», а также с отечественной системой «Золотая корона». Указанные встречи представляют собой консультации по вопросам адаптации их внутренних правил и регламентов к требованиям, закладываемым в законопроекте «О национальной платежной системе».
Банком России проводилось анкетирование ряда ключевых розничных платежных систем по вопросам соответствия международным стандартам. По результатам анализа полученных ответов была проведена работа по инициированию изменений в правилах и процедурах некоторых платежных систем.
Помимо розничных платежных систем Департамент активно взаимодействует с крупнейшими инфраструктурами рынка ценных бумаг (группами ММВБ и РТС). Результатами регулярных контактов с указанными биржевыми группами являются подготовка периодических изданий Банка России «Платежные и расчетные системы», серия «Анализ и статистика», и публикации по методологии Банка международных расчетов «Платежные системы России» (Красная книга). Кроме того, данным биржевым группам, так же как и розничным платежным системам были направлены вопросы, ответы на которые позволили провести первичную оценку соответствия правил платежной системы и действующей законодательной базы в области расчетов по ценным бумагам международным стандартам.
Несколько лет назад Комитетом по платежным и расчетным системам БМР совместно с Техническим комитетом Международной организации комиссий по ценным бумагам разработаны ключевые принципы для системно значимых платежных систем, рекомендации для систем расчетов по ценным бумагам и рекомендации для центральных контрагентов. Указанные принципы представляют собой международные стандарты, и оценка платежных и расчетных систем на соответствие им позволяет регулирующим органам определить степень надежности и эффективности оцениваемых систем. В ряде стран для платежных систем, являющихся системно значимыми, следование указанным стандартам вменено в обязанность на уровне законодательства.
В целях дальнейшего продвижения законопроекта «О национальной платежной системе» с учетом мнения различных общественных и ведомственных организаций о необходимости регулирования одной из наиболее инновационной сфер расчетов с использованием, так называемых, электронных денег, перед Банком России стоит задача уже сегодня разработать подзаконный нормативный акт, регулирующий деятельность операторов электронных денег.
На сегодняшний день операторы электронных денег, к примеру, такие как «Яндекс.Деньги», функционируют на рынке в форме юридических лиц, не являющихся кредитными организациями. Учитывая значительный масштаб оказываемых ими платежных услуг преимущественно физическим лицам (объем выпуска у крупнейших операторов составляет порядка 800 млн. рублей), указанный вид деятельности должен подлежать контролю со стороны регулирующих органов. Предполагается, что таким регулятором может стать Банк России. Уже сегодня Департамент регулирования расчетов совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора и Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций разрабатывает концепцию упрощенной регистрации, регулирования и надзора за операторами электронных денег, которые будут регистрироваться в форме небанковских кредитных организаций и подлежать банковскому пруденциальному надзору.
Уже сегодня Банк России осуществляет мониторинг за небанковскими операторами платежных услуг.
Объектами мониторинга являются следующие организации, функционирующие в различных сегментах:
- в сети Интернет — «Яндекс.Деньги», группа компаний «WebСreds» и др.;
- в сетях мобильной связи — ОАО «ВымпелКом», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», «Мегафон» и др.;
- по приему наличных денежных средств — ЗАО «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП), группа компаний «Киберплат», ФГУП «Почта России» и др.;
- в области оказания ломбардных услуг — например, НО НП «Лига ломбардов»;
- в области организации розничной платежной инфраструктуры — например, процессинговые центры — ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек», группа компаний «Рукард» и др.
Целями мониторинга являются: получение на постоянной основе количественных и качественных данных; определение характеристик текущего состояния и выявление тенденций развития российского рынка розничных платежных услуг, а также прогнозирование его дальнейшего развития; разработка рекомендаций по содействию позитивным и противодействию негативным тенденциям развития рынка розничных платежных услуг.
Автор: Свечников И.М., заместитель начальника Управления регулирования расчетов через платежные системы Департамента регулирования расчетов Банка России, кандидат экономических наук
Источник: Всероссийское совещание Национальная Платежная Система и роль Банка России в ее развитии. Сборник докладов 2011