Процесс управления коммерческим банком в современных условиях хозяйствования представляет собой сложный комплекс мероприятий, направленных на минимизацию издержек и рисков и максимизацию прибыли. В связи с этим одна из основных проблем, стоящих перед руководством банка, заключается в нахождении и конструировании оптимального механизма управления и контроля деятельности функциональных подразделений. Анализ эффективности работы различных отделов в разрезе рассматриваемой проблемы представляется наиболее значимым.
Экономический анализ. Должен затрагивать в первую очередь рабочие отделы банка (отделы, приносящие доход, такие как кредитный, валютный, ценных бумаг и др.). Результативность определяется соотношением доходов, расходов, полученных отделом в анализируемом периоде, и средних ресурсов, привлеченных в данное направление. Выявление динамики, расчет экономических показателей, факторный анализ позволяют в полной мере охарактеризовать деятельность каждого отдела.
Основные проблемы. Постановка учета, позволяющего объективно распределять различные статьи доходов и расходов между подразделениями банка.
Пути решения. Введение системы бухгалтерских субсчетов, позволяющих относить различные затраты и доходы на соответствующие подразделения; постановка отдельного учета внутри отделов.
Неэкономический анализ. Затрагивает отделы банка, непосредственно не связанные с получением доходов (хозяйственное обеспечение, автоматизация, расчетная группа и т.д.), но обеспечивающих функционирование всех подразделений. Цель анализа — определение факторов, способствующих или препятствующих успешной работе этих отделов.
Основные проблемы. Получение формализованной оценки результатов деятельности.
Пути решения. Для отделов, работающих непосредственно с клиентурой (операционисты, кассиры и т.д.), — учет мнения клиентов (анкетирование, книги жалоб и предложений и т.д.). Для отделов, обслуживающих другие подразделения, — учет мнения последних (возможно также анкетирование).
Оперативный анализ. Необходим в целях краткосрочного планирования деятельности, определения оптимальной структуры активных операций и ежедневного оперативного контроля деятельности различных подразделений.
Основные проблемы. Постановка учета, позволяющего получить оперативные данные, в полной мере характеризующие сложившуюся ситуацию.
Пути решения. Максимальная автоматизация учета (в том числе первичных документарных операций) внутри отделов; ежедневная и/или еженедельная координация деятельности отделов в виде планерок.
В целом конечная цель общего анализа деятельности функциональных подразделений заключается в определении наиболее оптимальной экономически эффективной организационной структуры банка. Данная структура должна обеспечивать свободное движение информации внутри банка, гибкость и оперативность в принятии решений, динамичную стабильность функционирования всей системы, ориентацию на новые рынки и технологии. Традиционной является линейно-функциональная схема построения. Основной ее недостаток — затруднено движение информации, медленно принимаются решения, “ведомственность” внутри банка. Более современной представляется дивизионная схема, при которой подразделения наделяются более широкими полномочиями и наряду с линейной несут и функциональную нагрузку. В банке это может выглядеть следующим образом: автономность отделов в принятии некоторых решений, наличие собственного учета, бизнес-планирования и т.д.
Еще более современной видится схема построения в виде “центров финансового учета” (ответственности). При такой схеме нивелируется понятие отдела как функционального подразделения, а банк представляет собой организованную совокупность финансовых структур, осуществляющих операции, конечная цель которых — максимизация прибыли. Данные структуры несут прямую ответственность перед вышестоящим руководством за реализацию установленных перед ними целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов. Наиболее типичным примером можно считать филиальную сеть банка, при которой “центры финансового учета” рассредоточены по территориальному принципу. Недостаток данной схемы — несовпадение интересов “верхов” и “низов” и децентрализация управления.
На практике все действующие организационные структуры содержат в себе элементы той или иной схемы. Результат же в деле улучшения структуры управления во многом связан не с выбором той или иной схемы, а просто с систематизацией, налаживанием дел и доведением постановки той или иной структуры до логического конца: функции должны быть расписаны, иерархия определена, логика взаимоотношений задана. Только при соблюдении последнего условия, когда руководство способно доводить до желаемого результата процесс управления банком, возможен правильный экономически обоснованный выбор той или иной схемы построения структуры. Таким образом, систематический анализ деятельности функциональных подразделений призван дать руководству банка объективные данные для принятия такого решения.
Автор: Н.Н.УРБАНАЕВ