Структура бухгалтерской службы коммерческого банка

Августовский кризис 1998 г. привел к банкротству, отказу от исполнения своих обязательств перед клиентами большого числа коммерческих банков, среди которых оказалось немало и так называемых “системообразующих” банков. Эти банки контролировали значительную долю финансового рынка, количество клиентов данных банков также было весьма велико. После августовского кризиса клиенты этих банков столкнулись с проблемой поиска других банков для продолжения дальнейшей своей деятельности. В связи с этим в банках, выстоявших в этот период, начался рост количества обслуживаемых клиентов. Данная проблема имела не только количественную характеристику, но и потребовала решения вопросов качества и видов предоставляемых услуг. Многим банкам пришлось осваивать совершенно новые банковские технологии, которые были необходимы перешедшим клиентам из разорившихся банков. Все это отразилось на работе не только таких образующих банковский бизнес отделов, как кредитный, валютный, отдел ценных бумаг, но и на бухгалтерской службе банков. В первую очередь это вызвало в ряде случаев изменения в самой структуре бухгалтерии. Появилась необходимость включить в ряде самостоятельных отделов бухгалтерии, контролирующих определенные операции банка, отвечающих за правильность оформления этих операций, способствующих формированию достоверной отчетности. В связи с этим рассмотрим одну из возможных организационных структур бухгалтерской службы. В виде схемы она может быть представлена следующим образом:

схема

Как видно из схемы, общее руководство бухгалтерской службой осуществляет главный бухгалтер или, при необходимости, его заместитель (заместители). Кроме того, в целях более оперативного контроля главный бухгалтер может делегировать своим заместителям полномочия по контролю за бухгалтерским оформлением операций в других отделах (кредитном, валютном, ценных бумаг и др.). Это может быть оформлено в виде перечня операций, проводимых по счетам, требующих дополнительного контроля с закреплением таких счетов за каждым заместителем. Также возможен вариант непосредственного подчинения отдельных подразделений бухгалтерской службы (например, внутренней бухгалтерии или ревизионного отдела) кому-либо из заместителей.

Рассмотрим теперь функции каждого из этих отделов.

1. Операционный отдел представляет собой группу расчетно-кассового обслуживания и включает непосредственно самих операционистов, бухгалтера-контролера и кассовых работников. Операционные работники разбиты на группы, обслуживающие определенное количество счетов клиентов банка (прием платежных документов, денежных чеков, выдача выписок по счетам, оплата инкассовых поручений и платежных требований, выставленных к счетам клиентов). В целях более эффективного и оперативного обслуживания клиентов возможно их распределение по группам по какому-либо признаку (например, в отдельную группу можно определить всех предпринимателей без образования юридического лица, можно распределить клиентов по группам в зависимости от их организационно-правовой формы, выделить клиентов с большим количеством иногородних платежей и т.д.).

Бухгалтер-контролер проверяет правильность оформления документов на взнос или получение денег со счета для дальнейшей их передачи в кассу.

2. Отдел межбанковских расчетов. Сюда поступают принятые и обработанные операционистами платежные документы. Возможно разделение работников данного отдела на проводящих и принимающих местные платежи и платежи в банки или из банков, расположенных на другой территории. Кроме того, необходим отдельный работник (или несколько) для осуществления клиринговых платежей. Очевидна важность этого отдела – отсюда поступает информация о наличии средств на корреспондентских счетах банка.

3. Внутренняя бухгалтерия. Функция данного подразделения — бухгалтерское оформление операций банка как хозяйствующего субъекта. Здесь можно выделить такие направления, как оплата по хозяйственным договорам (за телефонные переговоры, по оплате услуг инкассаторов, охраны и др.); учет основных средств и МБП, числящихся на балансе банка; расчет заработной платы сотрудников банка; расчет и уплата налогов.

4. Ревизионный отдел. Увеличение объемов операций, совершаемых банком, повышает значимость последующего контроля. В связи с этим целесообразно выделить в отдельное подразделение ревизионный отдел. В его функции могут входить не только ежедневный анализ оформления бухгалтерских документов, но и периодические тематические проверки деятельности отдельных отделов, филиалов банка, анализ экономической сути операций, соответствие их действующему законодательству.

Автор: Р.Н.ЩЕРБАКОВ

Оставить комментарий

Категория Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *