Процесс планирования в банке начинается с разработки долгосрочного стратегического плана, связанного с общей философией и видением будущего банка. Долгосрочный план дает ориентиры, критерии, по которым будут оцениваться деловые успехи. План должен периодически пересматриваться, чтобы принимать в расчет новые возможности и непредвиденные внешние факторы. Краткосрочные планы (оперативные) трансформируют цели, установленные долгосрочным планом, в измеримые показатели. Например, следующие плановые показатели могут отражать запланированную эффективность работы филиала:
- балансовая прибыль;
- показатель прибыльности филиала, отражающий чистый финансовый результат;
- доходы-расходы по отдельным направлениям деятельности филиала;
- общие постоянные расходы;
- средние остатки привлеченных и размещенных ресурсов,
- коэффициент использования ресурсов;
- точка безубыточности для филиала;
- показатели развития – прирост клиентской базы по юридическим и физическим лицам, введение новых услуг, операций.
Плановые количественные показатели можно рассчитывать несколькими способами. Самым распространенным является регрессионный, т.е. расчет путем экстраполяции от достигнутого уровня. Однако, оперативное финансовое планирование на основе бюджетирования представляется наиболее качественным.
Бюджетирование здесь понимается как построение системы бюджетов деятельности и рассматривается подробно К. Садвакасовым (Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль). Исходными параметрами в данном методе являются заданный рост клиентской базы, который может быть взят по результатам предыдущих периодов либо в расчете на проведение мероприятий по привлечению клиентов, а также другие количественные показатели, приведенные выше. В систему бюджетов филиала можно включить следующие: бюджет финансовых ресурсов, бюджет операционных доходов и расходов, бюджет хозяйственных расходов, бюджет расходов на оплату труда, бюджет коммерческих и административных расходов, бюджет капитальных вложений.
Бюджет финансовых ресурсов. В первую очередь анализируется сложившаяся на момент планирования клиентская база:
- рассчитываются средние остатки за аналогичный периоду планирования интервал;
- производится группировка клиентов по средним остаткам (выявляется мода, медиана и дисперсия интервальных рядов);
- делается прогноз относительно вариантов сотрудничества клиентов с банком.
Затем планируемое количество вновь открытых счетов (заданное долгосрочным планом) умножается на существующий средний остаток по каждому виду счетов. Таким образом рассчитывается в разбивке по валютам и видам привлечение юридических и физических лиц.
Далее на основе установленного головным банком лимита по выдаче кредитов, поданных со стороны клиентов заявок на ссуды, графика погашения действующих ссуд и выдачи новых определяется плановый средний остаток по ссудным счетам. Исходя из требований ликвидности рассчитываются средние первичные операционные резервы (касса, корсчета). В соответствии с резервной политикой банка и качеством кредитного портфеля, прогнозом на финансовых рынках рассчитываются резервы по кредитованию и под обесценение ценных бумаг.
Бюджет операционных доходов и расходов. На основе определения средней ставки привлечения по видам средств планируются процентные расходы. По предполагаемым остаткам по ссудным счетам и известным ставкам по кредитованию определяются доходы по выданным кредитам. Доходы по расчетно-кассовому обслуживанию, прочие комиссионные статьи доходов зависят от планируемых масштабов расширения клиентской базы и изменений в тарифной политике филиала.
Бюджет хозяйственных расходов. Хозяйственные и накладные расходы разбиваются на две группы: нормируемые и ненормируемые. Возможно установление норм по следующим видам расходов:
- канцелярские принадлежности — пропорционально количеству сотрудников:
- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы — пропорционально количеству сотрудников;
- транспортные расходы — пропорционально количеству автомашин;
- офисное оборудование (расходы по текущему обслуживанию компьютеров, факсов, принтеров) – на основе нормативов по рабочим местам филиала (на данном этапе рассчитывается стоимость одного рабочего места);
- текущий ремонт и содержание помещений – пропорционально площади подразделений,
- налоги с оборота – в соответствии с утвержденными ставками.
В ненормируемые виды расходов, планируемые в зависимости от сложившейся ситуации по факту, входят:
- амортизация оборудования;
- коммунальные услуги – по факту;
- аренда площадей – по факту, в зависимости от условий договора;
- расходы на связь — по факту;
- расходы на охрану — по факту.
На основе нормировок и фактических расходов возможно составление сметы хозяйственных расходов.
Бюджет расходов на оплату труда персонала составляется в соответствии со штатным расписанием филиала и нормативом расходов на персонал, устанавливаемый головным банком.
Бюджет коммерческих и административных расходов. Расходы на рекламу и представительские расходы планируются по рассмотрении заявок. Некоторым статьям бюджета коммерческих расходов можно задавать ограничения по максимальному уровню, чтобы не возникло ситуации увеличения налогооблагаемой базы.
В итоге бюджеты доходов и расходов сводятся в проект отчета о прибыли в плановом периоде.
Бюджет капитальных вложений. В целях финансирования потребностей филиала в дополнительных капитальных вложениях составляется смета капитальных вложений с определением очередности и конкретных источников финансирования.
После получения бюджетов, отражающих все стороны деятельности подразделений, составляется проект баланса. Полученный проект анализируется по структуре, нормативным коэффициентам ликвидности, эффективности. Далее вносятся коррективы в бюджеты и принимается плановое бюджетирование деятельности филиала. Предполагается, что наиболее оптимальным является скользящее планирование деятельности. Следовательно, плановые бюджеты должны подвергаться коррекции ежемесячно.
Следует отметить, что на основе бюджетирования возможна разработка финансовых моделей для прогнозирования последствий принятия решений относительно финансового положения банка или филиала.
Автор: Е.В. МИЛЛЕР