В совершенствовании хозяйственного механизма важное значение имеет диагностика систем. Снятие железного занавеса и расширение возможности посещения стран Запада привели к осознанию низкого уровня жизни при достаточно близком уровне развития производительных сил. Страна производила необходимое количество сравнимой по качеству продукции индустриального плана (танки, ракеты, станки, электростанции, атомные подводные лодки и атомные заряды), но распределяла почти по карточной системе предметы народного потребления. Средства массовой информации совместно с молодым поколением реформаторов определили, что источником названного противоречия являются централизованное государственное планирование, общественная собственность, бюрократический аппарат КПСС, коммунисты, идеология социализма и коммунизма, марксизм-ленинизм как учение, советская трудовая этика.
В ходе перестройки упомянутые причины в течение трех-пяти лет устранялись, но вместо экономического роста неожиданно разразился широкомасштабный кризис, поразивший всю социально-экономическую сферу России. От прежних объемов производства к концу двадцатого века не осталось и пятидесяти процентов.
Системный анализ перестроечных процессов показал, что ошибки были допущены в диагностике причин неудовлетворительного уровня жизни.
К их числу следовало отнести: а) искаженную структуру производства, ориентированную на продукцию ВПК (75 %); б) низкий общеобразовательный уровень населения; в) отставание в области интеллектуализации народа; г) недостаточный для высоких темпов КТП резерв национального интеллекта.
Горячими категориями российской перестройки стали инфляция, девальвация, банковский процент, ставка рефинансирования, сдерживание спада производства, дефицит бюджета. По каждой из них были достигнуты наиболее благоприятные режимы, но неизменным оставалась тенденция к свертыванию и разрушению имеющихся производственных мощностей. Саморегулирование в масштабах Российского государства продолжало работать и работает только на регресс. Многолетние ожидания инвестиций оказываются безрезультатными. Нами забыта и оставлена без внимания категория спроса. В экономической литературе превалирует изучение процесса производственных инвестиций, преимущественно зарубежных. Изучение же практики кредитования в банковской сфере показывает, что самыми узкими местами инвестиционных процессов оказываются маркетинг, бизнес-план, изучение рынка и контроль за соблюдением сроков освоения проектов. В настоящее время банки не уверены в том, что выданные под проект ресурсы будут возвращаться в сроки, указанные в кредитных договорах. Этому способствует и отсутствие в регионах активной производственной политики (АПП).
Производственная политика – разработка и пропаганда мероприятий, обеспечивающих формирование бюджета области на основе сбалансированного с налоговыми поступлениями развития производственной инфраструктуры. Активная политика – это политика, основанная на развитии управленческого воздействия на экономические процессы области с системным использованием всех возможных и невозможных экономико-правовых методов и позитивного администрирования. Пассивная политика – обращение к налогоплательщикам с просьбой платить налоги, а также развитие деятельности по формированию местной системы в центре для получения необходимых трансферт.
АПП включает: определение объема бюджетных средств; необходимых для обеспечения социально-экономических процессов, разработку производственной структуры, обеспечивающей наполнение бюджета через налоговые отчисления предприятий; мониторинг производственной деятельности в регионе; административно-правовое обеспечение возможности управления деятельностью предприятий всех форм собственности.
Организационное обеспечение предполагает: выделение в составе администрации подсистемы по экономическому обеспечению бюджета; формирование правовой структуры, вырабатывающей методы и способы управления деятельностью предприятий всех форм собственности, приносящих доход бюджету; развитие производственного и инвестиционного планирования; создание временной администрации по восстановлению промышленности; осуществление административно-экономического сопровождения процессов восстановления и функционирования отраслей, выходящих из кризиса; поддержку баланса рабочих мест и трудовых ресурсов; разработку способов социальной защиты населения на основе введения обязательной трудовой деятельности; развитие системы общественных работ.
Сказанное выше свидетельствует о том, что российские мифы первого этапа перестройки прошли представительную апробацию и не имеет смысла продолжать реализовывать легенды прошедших периодов. План, спрос, активная производственная политика – категории первого десятилетия нового века.
Автор: В.А.ГАГА