Использование универсальных электронных карт для оказания государственных и социальных услуг

КАРТОЧНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

Использование универсальных электронных карт для оказания государственных и социальных услуг

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы при оказании государственных и социальных услуг использовался такой механизм, в который были бы заложены следующие принципы:

  • широкие возможности контроля и мониторинга;
  • адресность оказания услуг;
  • простой доступный способ получения услуг населением.

Как показывает международный опыт оказания такого рода услуг, на сегодняшний момент все проекты предоставления государственных и социальных услуг, которые реализованы в мире, основываются на платежных картах. Это связано с тем, что механизм, который используется в системе платежных карт, позволяет учитывать все вышеперечисленные принципы. Вместе с тем, исходя из западной практики, не только классическая дебетовая, но и предоплаченная карта, и электронные деньги, а это фактически весь тот спектр и функционал, который сейчас предлагает индустрия платежных карт, могут быть реализованы в этом продукте. Одновременно с платежными функциями данный продукт может включать в себя различные социальные функции и возможность идентификации.

 В послании Федеральному собранию в ноябре 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил развитие информационных технологий как одну из приоритетных задач государства. На состоявшемся 23 декабря 2009 года совместном заседании государственного совета и совета при Президенте России по развитию информационного общества особое внимание было уделено вопросу внедрения современных технологий в сферу государственного управления. По итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития под руководством Председателя Правительства В.В. Путина, состоявшегося в феврале 2010 года, государственным органам власти поставлена задача в ближайшие годы обеспечить организацию системы предоставления государственных услуг в электронном виде. Каждый гражданин России должен получить доступ к инфраструктуре электронного Правительства и иметь возможность воспользоваться современными высокотехнологичными услугами. Таким персональным ключом доступа должна стать Универсальная электронная карта (Далее — УЭК), содержащая единый идентификатор гражданина, а также ряд функциональных приложений, обеспечивающих получение целого комплекса государственных услуг в электронном виде.

В России уже более 10 лет существуют и развиваются различные региональные проекты так называемых Социальных карт. В настоящее время такие проекты реализованы в 45 регионах нашей страны. По различным оценкам, расходы на реализацию этих проектов превысили 15 млрд рублей. Это инвестиции в построение баз данных, инвестиции в операционную, клиринговую, расчетную инфраструктуры, которые позволяют реализовывать услуги в социальной сфере.

Сфера применения данных карт — это социальные услуги, общественный транспорт, услуги здравоохранения, услуги ЖКХ и многое другое. Социально-экономическая значимость данных проектов состоит в повышении доступности всех социальных услуг, снижении бюджетных расходов, а также в увеличении доли безналичного оборота при совершении таких платежей.

Однако, к сожалению, несмотря на такое многообразие проектов, на их эффективность, все-таки существует ряд достаточно серьезных факторов, сдерживающих разработку эффективной модели оказания государственных и муниципальных услуг. К ним следует отнести ограничения по правилам, стандартам, технологиям, отсутствие централизованной координации выпуска социальных карт, отсутствие гибкой тарифной политики платежных систем и другие. Они не позволяют решать задачи именно национального масштаба.

Решение вопроса создания Национальной системы платежных карт (Далее — НСПК) было реализовано в Законе № 210-ФЗ от 27.07.2010

«Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг», где социальная карта перешла в статус Универсальной электронной карты. С участием банков, имеющих практический опыт внедрения социальных проектов, были разработаны две отдельные главы данного Закона, которые посвящены порядку предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием Универсальной электронной карты, а также порядку ее выпуска и обращения.

В Законе закреплено, что Универсальная электронная карта может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений. Иными словами, данная карта является своеобразным многофункциональным конструктором. В настоящее время определены четыре обязательных приложения федерального уровня Универсальной электронной карты, обеспечивающие:

  • получение банковских услуг (электронное банковское приложение);
  • идентификацию держателя универсальной электронной карты в целях получения им при ее использовании доступа к государственным услугам и услугам иных организаций;
  • получение государственных услуг в сфере обязательного медицинского страхования — полис обязательного медицинского страхования;
  • получение государственных услуг в сфере обязательного пенсионного страхования — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

В Законе определены принципы выпуска Универсальной электронной карты. По сути, выпуск этих карт осуществляет субъект Российской Федерации, банк только присоединяется к этому проекту. Соответственно, субъект вправе развивать функциональность этого проекта, то есть добавлять к Универсальной электронной карте дополнительные приложения. Так, например, в Башкирии в проекте Социальной карты реализовано 17 приложений, позволяющих перевести в электронный вид 74 государственные услуги:

  • социальное;
  • медицинское;
  • транспортное;
  • дисконтное;
  • образовательное;
  • банковское;
  • налоговое;
  • пенсионное;
  • приложение «Служба занятости»;
  • приложение «Культура»;
  • приложение «Жилье»;
  • приложение «МВД РФ»;
  • приложение «Росреестр»;
  • приложение «Социальное страхование»;
  • приложение «Исполнительное производство»;
  • приложение «Регистрация»;
  • приложение «Правовое».

Закон предусматривает создание Федеральной Уполномоченной организации, которая выполняет следующие функции:

  • определяет технические требования, предъявляемые к УЭК;
  • определяет правила разработки, подключения и функционирования федеральных электронных приложений УЭК;
  • организует взаимодействие уполномоченных организаций субъектов Российской Федерации;
  • осуществляет ведение единого реестра УЭК, содержащего сведения о выданных на территории Российской Федерации УЭК;
  • устанавливает перечень и размер тарифов за УЭК.

Вместе с тем Законом предусмотрена многоэмитентная схема работы, согласно которой любой заинтересованный банк может присоединиться к проекту. Порядок, условия и требования присоединения банков к проекту разрабатываются Федеральной Уполномоченной организацией и утверждаются Правительством Российской Федерации. Выбор банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения, осуществляется гражданином из числа банков, заключивших договор с Федеральной Уполномоченной организацией.

В настоящее время реализуется федеральный Пилотный проект в трех выбранных субъектах РФ: Республике Башкортостан, Астраханской области, Республике Татарстан при участии трёх банков: УРАЛСИБ, Сбербанка и АК Барс. Целью федерального Пилотного проекта является определение единых принципов и подходов предоставления государст-венных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием универсальной электронной карты на территории Российской Федерации и Электронного правительства. В рамках проведения Пилотного проекта определены 15 государственных и муниципальных услуг для перевода в электронный вид с использованием Универсальной электронной карты.

Успешное проведение Пилотного проекта позволит перейти непосредственно к созданию самой Национальной системы платежных карт. При ее построении важно придерживаться следующих основных принципов, таких как:

  • учет интересов широкого круга участников рынка, обеспечение им добровольного, открытого и равного доступа в Национальную систему платежных карт;
  • сохранение уже имеющихся инвестиций банков в платежную инфраструктуру, максимальное ее использование в рамках Национальной системы платежных карт;
  • интеграция существующих платежных систем на основе единых правил и стандартов, обеспечивающая общенациональную доступность платежных услуг и развитие конкуренции на основе их качества;
  • снижение издержек банков за счет использования возможностей платежных инфраструктур, интегрированных в рамках Национальной системы платежных карт;
  • обеспечение государственного контроля за развитием Национальной системы платежных карт и ее социальной ориентированности, в том числе для получения и оплаты государственных (муниципальных) услуг.
Источник: Национальная платежная система России: проблемы и  перспективы развития / Н.А. Савинская [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Савинской, д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 131 с. ISBN 978-5-7310-2660-4
  • Разобраться в сложном виде страхования с помощью сайта straxovka-dtp.ru

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *