Отдельные аспекты педагогики дистанционного образования

Особенностью настоящего периода развития общества является его информатизация, которая в социальном аспекте представляет собой процесс перехода социума от одной формы своего существования к другой, стоящей на более высокой ступени общественного развития. Информатизация влечет коренную перестройку социальной структуры общества: изменяется структура экономики, что влечет отмирание одних и появление других профессий, усиливается потребность общества в творческом и интеллектуальном труде, требуется интенсификация процессов переподготовки специалистов. В этой связи отметим большую актуальность в настоящее время идеи непрерывного образования и самообразования [1, с. 35]. Значимой становиться вторичная социализация личности как корректировка старых и усвоение новых ролей, ценностей, знаний на новых жизненных этапах. А соответственно в рамках традиционной системы государственного образования в полном объеме решить эти вопросы практически невозможно. Это создало специфический социальный заказ на появление и развитие дистанционных форм передачи информации в образовательной системе, а именно создание сайтов и порталов, а так же продвижение сайтов [2, с. 213].

Представленная работа посвящена актуальной проблеме исследования организационных, методических и экономических аспектов внедрения дистанционного образования.

Интеграция дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной. Соответственно исследование педагогики дистанционного образования становится в настоящее время необходимым условием его внедрения в практику образовательных систем.

Было бы ошибочным сводить аспекты педагогики дистанционного образования (ДО) только к блоку психолого-педагогических аспектов. Нам видится в педагогике ДО необходимость учитывать взаимосвязь и взаимозависимость как минимум следующих аспектов:

  • для создании и реализации образовательных технологий дистанционного образования доминирующими являются дидактические составляющие, обеспечивающие действенность ДО;
  • для реализации и легитимности ДО большое значение имеют правовые, юридические аспекты;
  • для востребованности ДО необходимо учитывать социальные, экологические, этические и др. аспекты;
  • для широкого распространения важен экономический (стоимостной) аспект;
  • для внедрения с учетом потребности обучаемых и возможностей образовательного пространства невозможно обойти региональные аспекты.

Наиболее сложным становится выявление особенности каждого аспекта и его вклад в педагогику ДО. Каждый аспект в педагогике ДО в настоящее время уже практически сложился как отдельная составляющая проектирования и реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В целом психолого-педагогические аспекты и дидактика ДО в настоящее время достаточно интенсивно исследуются многими учеными. Особенным в дидактике ДО с самого начала были: гибкость и подвижность сроков обучения и, соответственно, темпа учебного процесса, высокая степень автономии учащегося в определении его темпоральных характеристик и содержания; связанное с этим, а вернее, основанное на общей исходной дидактической установке признания независимости студента прагматическое и неформальное отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения, завершающегося получением сертификата; модульная или тяготеющая к модульной организация предметного содержания курсов, обеспечивающая более высокую степень их вариативности («сложения и вычитания») и т.д.

Можно выделить следующий перечень особенностей дистанционного образования: соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация по-ложительного отношения обучающихся к учебе; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; системность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения; возможность сочетания ЗУН составляющей с компетентностным подходом; использование особых познавательных стратегий и стратегий обучения, мобилизующих познавательные ресурсы (на-пример, долговременную память и внимание) для достижения цели обучения; целенаправленость в формировании обучения путем его привязки к ситуации и т.д. Важнейшими в дистанционном обучении являются стратегии: ориентации, отбора, повторения, проработки, организации, метапознавательные. Таким образом, дистанционное обучение это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе, которую можно рассматривать как информационное образовательное пространство [2, с. 141]. Дидактические аспекты педагогики ДО в настоящее время достаточно полно изучены, и следует отметить, что наибольший вклад в решение этой проблемы внесен Современной гуманитарной академией.

Невозможно развивать образовательную систему, если ее деятельность не является легитимной, если нет правовых основ ее существования, если социальный заказ общества не подкреплен законодательными основами. С 1997 по 2001 год в России проводился эксперимент по развитию и внедрению ДО в практику профессионального образования. Уже в 1999 г. Минобразования РФ, не дожидаясь окончания эксперимента, объявило межвузовскую научно-методическую программу «Учебно-методическое обеспечение дистанционного образования», а в 2001 г. — «Создание системы открытого образования», которые были призваны способствовать выработке научного понимания актуальных теоретических и практических проблем ДО. Однако и в настоящее время законодательная база ДО еще очень слаба. Под дистанционными образовательными технологиями, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Современное российское образовательное законодательство довольно жестким образом ориентировано на классно-урочную систему, практически не учитывающую передовые информационные технологии. Для примера можно обратиться к условиям лицензирования и аккредитации российских образовательных учреждений, нормативам учебных площадей, требованиям к составу преподавательского состава и обеспеченности дидактическими средствами. Отечественным законодательством практически запрещены инновации в технологиях и методах образовательных процессов, а государственными стандартами — в содержании образовательных программ, предлагаемых школами и вузами. Очень важно, чтобы дистанционное образование не рассматривалось как полулегальный элемент существующей образовательной системы, а имело соответствующий его роли и положению в обществе правовой статус. Речь здесь не должна идти об альтернативности существующих схем образования. Дистанционное образование органически вписывается в образовательную сферу и ее инфраструктуру, выступая неотъемлемым компонентом системы обучения и воспитания молодого поколения и граждан страны. Такой подход должен быть юридически обоснован. Проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования становится особенно острой в последнее время по ряду направлений, связанных с педагогикой ДО, таких как: права обучаемых и педагогов в рамках ДОТ; проблема авторских прав, проблема защиты информации, правомочность дистанционных способов оценки подготовленности обучаемого и многое другое. Мы считаем, что без правового урегулирования вышеназванных проблем будет затруднено дальнейшее развитие и масштабное применение ДОТ [2, с. 213].

В решении педагогических задач мы традиционно на первое место поставили дидактический аспект, при анализе которого сразу обнаружили правовые пробелы в реализации ДО, однако было бы неверным в один ряд с вышеназванными аспектами не поставить социальные и экологические составляющие. Ибо все новое — а ДОТ в России по большому счету чуть более 15 лет — требует рассмотрения как минимум трех вопросов:

  1. 1. Являются ли ДОТ социально востребованными, есть ли на них социальный заказ у общества?
  2. 2. Можно ли считать, что ДО в полном объеме решает задачи предоставления качественных социально значимых услуг?
  3. 3. Является ли ДО комфортной, экологически выстроенной образовательной средой как для обучаемых, так и для организаторов и педагогов?

Попробуем найти ответы на каждый из выделенных нами вопросов. Первый и, наверно, самый важный вопрос это вопрос о востребованности применения ДО в практике образования вообще и профессионального образования в частности. Мы изучали данную проблему в рамках проводимой в СГА научно-исследовательской работы по социологическим и маркетинговым исследованиям в области образовательной среды и рынка образовательных услуг по ДОТ. Данные исследования в 2009 году нами реализовалась во всех районах и городах Алтайского края. Так как ДО, как правило, дает возможность обучения на месте проживания с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий, в том числе и телекоммуникационных, то исследование проводилось даже в удаленных от городов сельских местностях. Проведенное нами социологическое исследование выявило, что 12% лиц с ограниченными возможностями здоровья хотели бы учиться, не выходя из дома, что в основном связано с недостаточной адаптацией объектов социальной инфраструктуры к особым нуждам инвалидов. В обучении на дому заинтересованы 25% жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров, особенно в сельской местности. Возможность обучения в местах проживания привлекает также представителей других социальных категорий: в этом нуждается 8,8% учителей, 7,5% студентов (заочная форма обучения), 6,9% безработных лиц (преимущественно женщин, имеющих малолетних детей), 4,2% сотрудников государственных органов власти и управления [3, с. 59].

Логически из результатов проведенного нами исследования вытекает ответ и на второй вопрос. Дистанционное образование действительно в полном объеме решает задачи предоставления качественных социально значимых услуг.

Система ДО в принципе позволяет устранить все эти препятствия, обеспечивая возможность учиться на любом расстоянии от учебного заведения (дистанционность обучения), отсутствие формальных ограничений при приеме (открытость), предлагая обучение в удобное время и в удобном темпе (гибкость) и за более низкую плату, чем в традиционной системе.

Ответ на два вопроса очевиден и в настоящее время не вызывает сомнения, что еще раз подтвердили проведенные нами исследования. Социальный аспект развития дистанционного образования отражает потребности современной цивилизации в массовой форме обучения. Вопрос «быть или не быть» дистанционному образованию уже не актуален. Во всем мире дистанционное обучение заняло свою нишу в образовательной сфере, вовлекло в свою систему широкие слои населения. Результаты внедрения дистанционной образовательной технологии для России очевидны: в первую очередь, это — положи-тельное влияние на решение комплекса социально-экономических проблем различных регионов (стабилизации, искоренения безработицы, преступности, наркомании и т.д.) средствами дистанционно-виртуального образования; во-вторых, обучение населения на месте проживания и профессиональной деятельности закономерно приводит к ликвидации отставания периферийных районов от столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям.

Однако для полного ответа на вопрос о социальной значимости ДО и возможности считать социальный аспект необходимым условием дальнейшего развития педагогики ДО нам важно найти ответ на третий вопрос — является ли ДО комфортной экологически выстроенной образовательной средой для обучаемых, организаторов и педагогов. На этот вопрос мы также пытались найти ответ, работая в рамках научных исследований СГА по тематике «Повышение качества и улучшение экологии образовательной среды». В рамках данного исследования, исходя из законов экологии, мы можем сделать вывод, что преобразование любой социальной системы, в том числе и образовательной, в соответствии с экологическими нормами предполагает построение образа мира как некоторого смыслового целого, где нет ничего случайного и лишнего и все объединено друг с другом узами живых органических связей. Только благодаря этому человек получает уникальную возможность «разглядеть» в природе контуры своего будущего дома. Дом и отделяет человека от социальной системы (точнее — от ее «не-одомашненной» части), и приближает его к ней. В границах дома по-новому раскрываются свойства и возможности самой системы и ее составляющих. Вступая во взаимодействие с системой, содействуя ее совершенствованию, человек глубже вникает в ее структуру, становится ее неотъемлемой частью, срод-няется с ней. Этим «утверждается» второе значение греческого слова oikos — родина, то есть система становится для него родственной. Образовательная среда перестает быть лишь косным и немым материалом, она становится реальным продолжением человека, источником и одновременно результатом дерзаний его духа и творческих свершений, его вдохновителем и мудрым советчиком, его страстью и утешением, его спасением и счастьем [4, с. 192].

В ходе исследований мы выяснили, что дистанционное образование с использованием современных средств телекоммуникаций предлагает на сегодня наиболее оптимальное решение данной задачи. Непрерывное дистанционное образование позволяет всегда оставаться актуальным. В традиционной системе образования внедрение нового — это около 5-6 лет, что соизмеримо с временем удвоения информации. В дистанционном образовании обучение в действительности становится многокомпонентным интеллектуальным трудом и школой управления интеллектуальным трудом, поскольку предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным (преподаватели плюс другие студенты) субъектом информационной среды. Среда становится одновременно предметом интеллектуальной деятельности и ее (среда плюс обучающийся) субъектом. Среда выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти. Процессы, происходящие внутри, репрезентируются во вне и наоборот [2, с. 29]. Реализация дистанционного образования через телекоммуникационную технологию позволяет организовать обучение в определенной экологически безопасной образовательной среде. Информационно-коммуникационная образовательная среда, которая наиболее полно реализована СГА с программно-телекоммуникационным педагогическим пространством с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой, как наиболее полно реализующая законы экологии и обеспечивающая экологически безопасные условия реализации процесса обучения, обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки специалиста и стремление к самосовершенствованию, дающему реальный рост компетентности в определенной профессиональной области [3, с. 61]. Средоориентированный (экологический) подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования «образовательной среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимодействиях со средой [4, с. 196].

Говоря о широком внедрении и значимости ДО как возможности решения некоего социального заказа широких слоев населения, в педагогике как сопутствующий встает экономический (стоимостной) аспект. Финансово-экономический аспект развития дистанционного образования является одним из наиболее актуальных в современной социально-экономической ситуации. Особенно важным представляется вопрос финансирования инновационных технологий. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт Современной гуманитарной академии и ее центров доступа показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по традиционным образовательным технологиям. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей, технических средств. Асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в ДО, как правило, предполагает обмен сообщениями, это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта, электронные компьютерные сети, телекоммуникации и др. Тем не менее проблема экономического обоснования себестоимости реализации образовательной деятельности по ДОТ является весьма сложной [3, с. 63]. В настоящее время не существует нормативов для расчета и оплаты труда преподавателя дистанционного обучения, нет оптимального расчета потребностей в площадях, нет стабильной стоимости электронных и телересурсов и многого другого, что мешает оптимизации стоимости дистанционных образовательных услуг. Однако более чем 15-летний опыт деятельности СГА в образовательном пространстве подтверждает, что ДО экономически более выгодно при внедрении и реализации.

Мы отметили среди прочих аспектов педагогики ДО то, что для внедрения необходимо учитывать как потребности обучаемых, так и возможности образовательного пространства. И несмотря на особенности ДОТ, которые существенно расширяют границы внедрения инноваций, мы считаем, что невозможно обойти региональные аспекты развития и реализации ДО. В настоящее время понятие дистанционного образования имеет двойное толкование. Во-первых, это способ расширения образовательного пространства за счет обеспечения возможности включения в образовательное поле людей, находящихся в периферийных регионах, и создания новых образовательных услуг для самообразования. Во-вторых, это предоставление возможности получения престижного образования с соответствующим дипломом и сертификатом. Если первое толкование подразумевает только возможность самообразования, то второе требует создания развитой системы оперативного управления образовательными процессами, обеспечивающей уровень получаемых знаний умений, навыков, опыта деятельности и формирования компетенций, соответствующий образовательному стандарту РФ, и соответствующую систему сертификации этих знаний.

Поэтому требуют дополнительного анализа цели дистанционного образования, которые, например, с «региональных позиций», то есть с точки зрения обучаемых удаленных от метрополии регионов, могут рассматриваться:

  •  как включение отдаленного региона в единое образовательное пространство;
  •  как повышение качества специальных знаний, поступающих обучаемому;
  •  как способ сокращения затрат на индивидуализированный образовательный процесс;
  •  как гибкая личностно ориентированная система обучения;
  •  как система психологической поддержки честолюбивых устремлений «обучаемого с периферии».

Повышение качества специальных знаний, передаваемых от педагога к обучаемому, является актуальной современной проблемой научно-технологического прогресса страны. Стремление населения к экономическим, юридическим, техническим и др. знаниям обусловлено долговременными целями общества и соответствующей политикой правительства в хозяйственной деятельности страны. Изменение экономического курса, отход от политизированного и догматического изучения множества предметных областей знаний с переходом к компетентностному подходу потребовало обеспечения всех желающих получить новые образовательные услуги, коренного пересмотра образовательных технологий и моделей организации образовательной деятельности. Даже в крупных городах эта проблема недостаточно интенсивно решается образовательными учреждениями, что, несомненно, сказывается на возможности качественно работать и вносить свой вклад в развитие единого образовательного пространства России. В малых же городах, а уж тем более в удаленных районах, эта проблема оказалась практически не разрешимой. Уникальный шанс «поправить» ситуацию предоставляют технологии дистанционного образования. Использование дидактического ресурса, разработанного высококвалифицированными педагогами, транслирование жестко отработанных ДОТ, четко реализуемая система контроля и учета, исключающая субъективность оценок, — все это гарантирует повышение качества предоставляемых в ДО образовательных услуг в любом регионе, независимо от его удаленности [4, с. 188].

В условиях ДО разработать и реализовать индивидуализированный образовательный процесс не представляет трудностей, поскольку, как мы уже отмечали, дидактическое обеспечение, проектирование ДОТ, наполнение процессов ДО материальными и материализованными учебными продуктами — это наиболее подготовленная сторона педагогики ДО, особенно в условиях его реализации в таком крупном распределенном вузе, как СГА. В результате такого наполнения образовательного процесса каждый обучаемый создает гибкую личностно ориентированную систему обучения.

Психологическая поддержка честолюбивых устремлений обучаемого с периферии является еще одним важнейшим фактором мотивации человека на образовательный процесс. Появление Ломоносовых в век научно-технического прогресса связано с возможностью интенсивного, систематического, комплексного образования с детства. Единое образовательное пространство и возможность предоставления знаний «из первых рук», возможность относительно дешевого обучения без выезда в большие города создают предпосылки для повышения «уровня душевного комфорта» жителей села. Технология дистанционного образования СГА позволяет реализовать концепцию направляющего и контролируемого самообучения в современной психолого-мотивационной сфере. Каждому гражданину в любом регионе страны одновременно предоставляются равные современные знания и образовательные услуги. Задача педагогов — помощь в эффективном усвоении знаний. Задача обучаемых — самостоятельное эффективное планирование и использование образовательных услуг, предоставляемых единым образовательным пространством [4, с. 197].

Таким образом, на основании практики реализации социального заказа и проведенных нами исследований можно сделать следующие выводы.

1. Дистанционное образование — это исполнение социального заказа общества, востребованность в нем достаточно велика.

2. Основные аспекты при использовании дистанционных инновационных образовательных технологий, позволяют как минимум:

  • создание атмосферы доверия и взаимной поддержки, постановки проблемы внимания ко всем участникам образовательного процесса;
  • ориентирование участников на партнерскую стратегию взаимодействия друг с другом и другими людьми;
  • снятие негативного настроения отдельных участников, создание атмосферы психологического комфорта для каждого участника;
  • укрепление и развитие мотивации активного участия каждого слушателя в образовательном процессе, интенсивное использование предоставляемых возможностей для профессионального роста и личностного самосовершенствования;
  • развитие у обучаемых позитивных ожиданий в образовательной деятельности и др.

Мы понимаем, что исследовали не все аспекты педагогики ДО. Но даже такой перечень предоставляет поле для длительной научной работы, что мы и собираемся продолжать.

Список литературы

  1. Попова, О.В. Социализация и профессиональное образование личности: Монография [Текст] / О.В. Попова, Ю.И. Титаренко. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2001.
  2. Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности [Текст] / Под ред. Поповой О.В. // Межвузовский сборник научных трудов «Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности и в экономике». Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ, 2008.
  3. Попов, Е.В. Проведение и обобщение социологических и маркетинговых исследований в области образовательной среды и рынка образовательных услуг по дистанционным образовательным технологиям [Текст] / Е.В. Попов // Межвузовский сборник научных трудов «Информационные технологии в социально значимых отраслях экономики». Т. 3. «Информационные технологии в обеспечении качества персонифицированных услуг. Новосибирск: Редакционно-изда-тельский центр НГУ, 2009.
  4. Проектирование адаптивных технологий в дистанционном профессиональном образовании с позиций ком-петентностного подхода [Текст] / О.В. Попова, Е.В. Попов /

Автор: Е.В. Попов

Под ред. Скибицкого Э.Г., Шабанова А.Г., Поповой О.В // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и подходы обеспечения качества образования при дистанционном обучении». Новосибирск: Изд-во СГУ, 2009.

Оставить комментарий

Категория Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *