I. Общие положения
1. Национальная платежная система (далее — НПС) играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой государственной денежно-кредитной политики.
Обеспечение стабильности и развитие НПС является одной из целей деятельности Банка России в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ \»О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)\» (далее — Закон о Банке России).
2. Банк России на основании ст. 82.1 Закона о Банке России принял настоящую Стратегию развития НПС (далее — Стратегия), предметом которой является определение направлений развития НПС. При этом Банк России рассматривает организацию и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Банка России в качестве основного стабилизирующего фактора, влияющего на развитие НПС.
3. Реализация настоящей Стратегии будет осуществляться Банком России во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, профессиональными объединениями участников рынка платежных услуг на основе Плана мероприятий по реализации Стратегии (далее — План мероприятий) с указанием конкретных мер и сроков их выполнения.
По мере реализации Плана мероприятий Банком России при необходимости будут вноситься изменения в Стратегию и План мероприятий, учитывающие результаты их реализации и вновь возникшие факторы, влияющие на развитие НПС.
4. Целью развития НПС является обеспечение эффективного и надежного функционирования субъектов НПС для удовлетворения текущих и перспективных потребностей национальной экономики в платежных услугах, в том числе для реализации денежно-кредитной политики, обеспечения финансовой стабильности, повышения качества, доступности и безопасности платежных услуг.
5. При определении направлений развития НПС Банком России учитывались следующие факторы:
а) экономический рост в Российской Федерации;
б) усиление интегрированности национальной экономики в мировую экономическую систему, в том числе вследствие вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
в) активное развитие банковского сектора, рост предложения банковских услуг (включая дистанционное банковское обслуживание, оплату товаров и услуг с использованием электронных средств платежа);
г) рост количества платежей, совершаемых физическими лицами в безналичном порядке;
д) появление и развитие новых технологий (в том числе информационных и телекоммуникационных);
е) создание правовой основы регулирования оказания платежных услуг, позволившей, в частности, применять новые формы безналичных расчетов — переводы электронных денежных средств и переводы денежных средств по требованию получателя средств;
ж) формирование и развитие профессиональных объединений участников рынка платежных услуг;
з) отсутствие национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры в НПС;
и) отсутствие клиринговых центров национального уровня по розничным платежам, осуществляемым с использованием платежных карт;
к) наличие рисков противоправных действий и связанных с ними угроз при осуществлении переводов денежных средств;
л) непрозрачность механизмов формирования цен на рынке розничных платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, включая размер межбанковских комиссий;
м) недостаточная информированность и недоверие населения к предлагаемым субъектами НПС инновационным платежным услугам.
II. Направления и принципы развития НПС
6. С учетом анализа текущего состояния НПС и оказывающих влияние на ее развитие факторов Банк России определил следующие направления развития НПС:
а) совершенствование регулирования и правоприменения в НПС;
б) развитие платежных услуг;
в) развитие платежных систем и платежной инфраструктуры;
г) повышение консультативной и координирующей роли Банка России в НПС;
д) развитие национальной и международной интеграции.
7. Формирование задач в рамках каждого из вышеуказанных направлений и их реализация будут осуществляться при следовании Банком России следующим принципам:
а) позиционирование банковской системы Российской Федерации в качестве институциональной основы рынка платежных услуг;
б) соразмерность регулирования, надзора и наблюдения в НПС рискам, присущим деятельности субъектов НПС и связанным с нарушением бесперебойности функционирования платежных систем, ухудшением качества, снижением безопасности оказания платежных услуг, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
в) открытость процесса развития НПС на основе взаимодействия Банка России, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, профессиональных объединений участников рынка платежных услуг;
г) применение в НПС национальных стандартов, разработанных с учетом международных стандартов;
д) поддержка добросовестной конкуренции на рынке платежных услуг.
III. Совершенствование регулирования и правоприменения в НПС
8. В рамках данного направления Банк России будет:
а) содействовать совершенствованию правовой основы НПС с учетом положений национальных, а также международных стандартов, принципов и требований при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, разработанных ведущими международными организациями в области регулирования деятельности платежных систем, в том числе доклада \»Принципы для инфраструктур финансового рынка\»1 и иных документов, разработанных Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам, с целью повышения качества, надежности, безопас-
ности и доступности платежных услуг, в том числе посредством широкого внедрения инновационных платежных технологий;
б) совершенствовать методологическую и нормативную базу надзора и наблюдения в НПС, включая вопросы защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, обеспечивающую стабильное функционирование и последовательное, предсказуемое для участников рынка платежных услуг развитие НПС;
в) инициировать применение мер в отношении лиц, не входящих в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ \»О национальной платежной системе\» в состав субъектов НПС, но при этом оказывающих платежные услуги и (или) услуги платежной инфраструктуры.
IV. Развитие платежных услуг
9. При реализации этого направления Банк России будет принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение доступности платежных услуг для населения и хозяйствующих субъектов, посредством содействия:
а) широкому внедрению инновационных платежных технологий, в том числе предполагающих применение бесконтактных платежных карт, мобильных устройств, а также технологических и иных решений, расширяющих географию оказания платежных услуг и снижающих их стоимость для населения и хозяйствующих субъектов, в частности посредством предоставления им дистанционного доступа к платежным услугам;
б) расширению сферы применения электронных средств платежа, в частности, для осуществления оплаты государственных и муниципальных услуг.
10. Банк России будет также принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение доверия населения и хозяйствующих субъектов к платежным услугам, в том числе посредством содействия:
а) повышению безопасности использования электронных средств платежа, включая противодействие мошенническим операциям и снижение рисков нарушения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
б) повышению доступности для населения и хозяйствующих субъектов информации об условиях оказания платежных
1 Письмо Банка России от 29.06.2012 № 94-Т \»О документе Комитета по платежным и расчетным системам \»Принципы для инфраструктур финансового рынка\».
услуг, в том числе о тарифах на платежные услуги;
в) совершенствованию защиты прав потребителей банковских, в том числе платежных, услуг, включая поддержку развития в Российской Федерации института внесудебного урегулирования споров между участниками рынка платежных услуг и потребителями платежных услуг;
г) повышению финансовой грамотности населения в части пользования платежными услугами.
V. Развитие платежных систем и платежной инфраструктуры
11. В рамках данного направления Банком России будет осуществляться:
а) развитие платежной системы Банка России, являющейся системно значимой, в направлении повышения ее эффективности и обеспечения бесперебойности функционирования согласно Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Банка России от 16 июля 2010 года (протокол № 16);
б) содействие дальнейшему снижению рисков при осуществлении переводов денежных средств на крупные суммы операторами по переводу денежных средств в НПС, прежде всего посредством осуществления расчетов инфраструктур финансового рынка и межбанковских расчетов в режиме реального времени в платежной системе Банка России;
в) внедрение механизма завершения в платежной системе Банка России расчетов по сделкам с ценными бумагами и другими финансовыми активами, заключенным на организованных и (или) неорганизованных торгах, в том числе на условиях \»поставка против платежа\» и \»платеж против платежа\», разделение системы бухгалтерского учета Банка России и платежной системы Банка России, а также предоставление доступа иностранным организациям к платежным услугам, оказываемым платежной системой Банка России;
г) первоочередное внедрение в рамках платежной системы Банка России национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, которые будут разработаны техническим комитетом по стандартизации — ТК № 122 \»Стандарты
финансовых операций\»2, в том числе с целью создания условий для функционирования и взаимодействия на их основе всех субъектов НПС;
д) поддержка инициатив участников рынка платежных услуг по интеграции платежных клиринговых и расчетных инфраструктур розничных платежных систем для повышения эффективности их использования и снижения издержек операторов услуг платежной инфраструктуры, в частности путем создания клиринговых центров национального уровня;
е) содействие созданию единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями в НПС;
ж) содействие эффективному взаимодействию заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и операторов услуг платежной инфраструктуры в целях расширения возможностей совершения в безналичном порядке платежей, направляемых в бюджет физическими лицами, а также получения денежных средств по бюджетным обязательствам (включая заработную плату, пенсии, стипендии);
з) поддержка экономически значимых инициатив субъектов НПС по продвижению платежных услуг, оказываемых российскими платежными системами за пределами Российской Федерации;
и) участие в реализации мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации в части формирования платежной инфраструктуры, а также деятельности по включению российского рубля в число расчетных валют системы \»Непрерывного взаимосвязанного расчета\» (Continuous Linked Settlement — CLS), осуществляющей глобальные расчеты по валютным сделкам.
VI. Повышение консультативной и координирующей роли Банка России
в НПС
12. Банк России будет являться организатором и (или) участником консультативных мероприятий, проводимых в форме конференций, семинаров, круглых столов, рабочих групп совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, участниками рынка платежных услуг, их профессиональными объединениями с целью:
а) определения перспектив и приоритетных направлений развития НПС;
2 Образован приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2010 года № 5527.
б) выявления и устранения существующих правовых ограничений, сдерживающих развитие НПС;
в) обсуждения проектов нормативных и иных актов Банка России, касающихся вопросов регулирования, надзора и наблюдения в НПС.
13. Банк России будет осуществлять координирующую роль в развитии НПС в части:
а) выявления новых сфер для реализации субъектами НПС совместных проектов;
б) поддержки инициатив различных профессиональных объединений участников рынка платежных услуг и предлагаемых ими совместных решений, в том числе по вопросам развития платежной инфраструктуры и стандартизации;
в) разработки оптимальных механизмов формирования цен на платежные услуги, предусматривающие при их оказании взаимодействие нескольких субъектов НПС, а также цен на услуги платежной инфраструктуры, включая межбанковские комиссии;
г) вовлечения в работу технического комитета по стандартизации ТК № 122 \»Стандарты финансовых операций\» участников рынка платежных услуг и их профессиональных объединений, а также разработчиков и поставщиков программного обеспечения.
14. С целью реализации вышеуказанных мероприятий Банком России будет создан консультативный орган.
15. Банк России будет являться организатором мероприятий,направленных на повышение профессионального уровня специалистов по вопросам НПС, а также будет принимать участие в подготовке профессиональных образовательных программ с публикацией необходимой учебной и научно-исследовательской литературы по тематике НПС с учетом российской и зарубежной практики.
16. Банк России будет создавать информационные ресурсы о НПС, содержащие в том числе сведения о функционирующих на терри-
тории Российской Федерации платежных системах, субъектах НПС, о тенденциях развития платежных инфраструктур, об инновационных платежных технологиях.
VII. Развитие национальной и международной интеграции
17. Банк России будет оказывать содействие формированию единого розничного платежного пространства (далее — ЕРПП) в Российской Федерации и его последующему расширению на территории других стран — членов ЕЭП, ЕврАзЭС и СНГ.
18. Считая развитие стандартизации в НПС одной из важнейших задач, Банк России будет принимать участие в разработке национальных стандартов при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры3 с учетом методологии, определенной международным стандартом ISO 200224, в целях создания технологической основы для интеграции ЕРПП на национальном и международном уровнях.
19. Создание ЕРПП позволит вне зависимости от местонахождения клиентов и обслуживающих их операторов по переводу денежных средств, на основе общих правил и в соответствии с национальными и международными стандартами оказания платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры совершать внутристрановые и трансграничные переводы денежных средств в национальных валютах стран, входящих в ЕРПП. В дальнейшем Банк России также будет оказывать содействие интеграции созданного ЕРПП с платежным пространством Европейского союза.
20. Кроме того, Банк России будет взаимодействовать с иностранными центральными банками и иными органами надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств в целях осуществления надзора и наблюдения за организациями, предоставляющими услуги платежной инфраструктуры на территории Российской Федерации, но зарегистрированными за ее пределами.
3 В настоящее время при участии Банка России, в частности, разрабатываются национальные стандарты процедур и технологий безналичных расчетов, стандарты раскрытия информации участниками на финансовых рынках (XBRL), стандарты безопасности операций с банковскими картами и др.
4 ISO 20022 Financial Services — Universal financial industry message scheme (www.iso.org).