Архив категорий: Национальная Платежная Система

Статьи о национальной платежной системе. Законодательство, мнения, новости

Как нам реорганизовать НПС

Прежде чем переходить к рассмотрению стратегии проектирования и создания перспективной НПС рассмотрим кратко текущее состояние платежной системы России:

Из описанных выше компонентов НПС в России на сегодняшний день реально функционируют только два — национальная система наличных денег и национальная система валовых расчетов, представленная расчетной системой Банка России. Отсутствуют такие критически важные системные компоненты НПС, как национальная система розничных платежей и национальная биллинговая система.

Поскольку при наличии спроса рынок услуг не терпит пустоты незаполненные функциональные ниши в области розничных платежей и переводов закрываются конкурирующими друг с другом нишевыми системами. В результате в России в настоящее время действует множество частных Российских и зарубежных платежно-расчетных систем обеспечивающих разнообразные сервисы. Это множество, однако, трудно назвать системой, поскольку отсутствуют такие важные признаки системы как единое законодательное регулирование, покрывающее все основные аспекты функционирования отдельных платежных систем, единые стандарты и правила, иерархия сервисов.

Читать больше

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Дизайн перспективной НПС

При проектировании дизайна НПС необходимо также учитывать, что НПС является подсистемой по отношению к более общей системе электронных взаимодействий (СЭВ), лежащей в основе «электронного общества», и дизайн НПС значительно зависит от того, как в целом построена СЭВ. Эта зависимость проявляется через (1) взаимодействия между компонентами НПС и компонентами СЭВ, например, использовании сервисов НПС компонентами СЭВ и наоборот; и (2) совместное использование «разделяемых» компонент разными подсистемами СЭВ.

При проектировании дизайна СЭВ логично исходить из общих принципов построения сложных иерархических систем сервисов, в частности, сервисы более низкого уровня, имеющие больший потенциал совместного использования, относить на более низкие уровни стека сервисов (аналогично стеку протоколов ISO/OSI). На уровень сервисов совместного использования, необходимых не только для НПС, но и для других подсистем СЭВ, логично отнести систему \»Национальный реестр пользователей СЭВ\», в рамках которой могут также обеспечиваться такие сервисы, как идентификация и аутентификация пользователей и управление сертификатами открытых ключей пользователей НПС в интересах всех подсистем СЭВ.

Читать больше

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Компоненты перспективной НПС

Для определения основных компонент перспективной НПС, необходимых для выполнения описанных выше требований, рассмотрим типичный процесс, требующий обращения к сервисам НПС. Для каждого этапа процесса перечислим функции, выполняемые НПС, и для каждой функции, исходя из соображений объединения в рамках одного компонента однородных функций, предложим наиболее подходящий компонент НПС.

В качестве примера выберем процесс совершения сделки по приобретению и оплате какого-либо товара. Основанием для выбора является репрезентативность данного процесса (он задействует все основные сервисы НПС ) позволяющая составить полный перечень основных компонент НПС. Графическое описание процесса приведено ниже (Рисунок 1):

Читать больше

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСПЕКТИВНОЙ НПС

В обозримом будущем следует ожидать появления универсального персонального многоканального многофункционального коммуникационного устройства, которое обеспечит владельцу широкий спектр возможностей, в том числе, таких как идентификация, многофакторная защита транзакций, защищенное хранение закрытых или симметричных ключей, подписание транзакций юридически значимым аналогом собственноручной подписи, генерация разовых паролей, кодов аутентификации сообщений, интерфейсы для бесконтактного взаимодействия по различным протоколам (например, NFC) с терминальными устройствами, персональными компьютерами и другими персональными устройствами доступа (peer-to-peer), развитый пользовательский интерфейс с возможностью представления информации и формирования распоряжений на проведение операций, передача распоряжений по различным каналам и т.п.

Читать больше

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Дизайн перспективной Национальной Платежной Системы. Методика анализа дизайна НПС

НПС является классической системой обслуживания, в рамках которой одни участники процесса обслуживания, — провайдеры услуг, — предоставляют платежно-расчетные услуги (сервисы) другим участникам — потребителям услуг. Процесс предоставления услуг зависит как от участников процесса, так и от внешних воздействий, например, ограничений, накладываемых государством через нормативно-правовое регулирование, технологических возможностей и т.п. Таким образом, для определения оптимального дизайна перспективной НПС необходимо выделить «системообразующие» факторы, влияющие на НПС.

Все множество независимых факторов, влияющих на НПС, условно разделим на «конструктивные» и «деструктивные» факторы. К конструктивным отнесем факторы, совпадающие с интересами общества в целом, в отношении которых должна решаться задача нахождения оптимального дизайна НПС, к деструктивным — факторы, противоречащие интересам общества в целом, отклоняющие развитие НПС от оптимальной траектории.

В качестве примера деструктивных факторов можно привести «эгоистичные» интересы отдельных участников, желающих получить необоснованные конкурентные преимущества, неэффективность процессов принятия решений, особенности государственного управления и т.п.

Читать больше

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система