Роль законодательства о национальной платежной системе в развитии банковского сектора и финансового рынка

В условиях модернизации банковского сектора и финансового рынка Российской Федерации, их позиционирования на международном рынке (с учетом имеющихся планов формирования в Рос­сии международного финансового центра), развития и применения современных информационно-коммуникационных технологий и появления новых участников рынка платежных услуг особо важ­ное значение приобретает развитие национальной платежной системы, которое невозможно без современного, комплексного и сбалансированного правового регулирования. Вместе с тем в дей­ствующем законодательстве Российской Федерации не сформирована системная правовая база, которая бы регламентировала правоотношения в сфере функционирования платежных систем. В настоящее время ни один из законодательных актов не содержит определения национальной платежной системы и не дает представления о ее структуре, субъектах (операторах), требованиях к организации и функционированию платежных систем, функциях по наблюдению и надзору в наци­ональной платежной системе. Кроме того, необходимо правовое обеспечение платежных инноваций, появление которых вызвано технологическим развитием, таких как электронные деньги, интернет-платежи, мобильные платежи, а также всесторонним применением электронных средств плате­жа и электронной обработки платежной информации. В связи с этим необходимы учет технологи­ческой специфики и ее адекватное отражение в нормах законодательства о национальной платежной системе.

В настоящее время Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Фе­дерации внесен проект федерального закона «О национальной платежной системе», разработанный Минфином России совместно с Банком России. Принятие данного законопроекта, по мнению профес­сионального сообщества, ликвидирует пробелы в законодательстве и позволит обеспечить сбаланси­рованное правовое регулирование всех элементов национальной платежной системы. Предметом за­конопроекта является деятельность организаций, составляющих структуру национальной платежной системы: операторов платежных систем, операторов по переводу денежных средств (включая опера­торов электронных денег) и операторов услуг платежной инфраструктуры. Законопроект определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. В частности, глава «Общие положения» содержит глоссарий используемых в законопроекте понятий: оператор по переводу денежных средств, опера­тор платежной системы, оператор электронных денег, платежный агент, платежная система, платежная инфраструктура, операционный центр, клиринговый центр, расчетный центр, перевод электронных денег, электронные деньги, электронные средства платежа. Почти все данные понятия ранее в зако­нодательстве не применялись.

В законопроекте сформулированы требования к деятельности операторов платежных систем, опера­торов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денег) и операторов услуг платежной инфраструктуры. При этом оператор платежной системы определяется как ключевое звено платежной системы: разрабатывает и определяет правила платежной системы, привлекает операто­ров услуг платежной инфраструктуры, обеспечивает управление рисками и надежность платежной системы. Оператор платежной системы подлежит регистрации в реестре операторов платежных сис­тем, который ведет Банк России.

В законопроекте содержатся положения, устанавливающие требования к деятельности оператора электронных денег и порядку осуществления перевода электронных денег.

При установлении требований к деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры (опе­рационных и клиринговых центров) предусматривается возможность ограничения размера их от­ветственности неустойкой (за исключением случаев умышленного неоказания либо ненадлежащего оказания операционных или клиринговых услуг). Являющийся кредитной организацией клиринговый центр может становиться при определенных условиях стороной по денежным обязательствам, воз­никающим у операторов по переводу денежных средств (центральным клиринговым контрагентом), или эти функции может выполнять Внешэкономбанк. В отношении деятельности центральных клирин­говых контрагентов устанавливаются дополнительные требования, соответствующие международным стандартам.

Одна из глав законопроекта содержит нормы, регулирующие порядок организации и функциониро­вания платежной системы в целом, включая общие требования к ее правилам, принципы участия в ней, критерии значимости платежных систем, требования к трансграничным платежным системам, порядок осуществления клиринга и расчетов и способы минимизации рисков в платежной системе. Положения законопроекта, регулирующие порядок осуществления клиринга и расчета в платежной системе, учитывают современную практику функционирования платежных систем, в которых расчет может обеспечиваться на валовой, чистой или смешанной основе.

В целях минимизации рисков устанавливаются требования о создании системы управления рисками в платежной системе и обеспечении исполнения обязательств участников платежной системы по пе­реводу денежных средств, одним из элементов которого является ее гарантийный фонд.

Глава четвертая законопроекта посвящена осуществлению Банком России надзора и наблюдения в национальной платежной системе, включая полномочия надзорного органа, перечень применяемых предупредительных и принудительных мер воздействия. Указанная деятельность предполагает, в част­ности, наличие у Банка России полномочий в предоставлении рекомендаций операторам по перево­ду денежных средств, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры по вопросам их деятельности, проведении оценки соответствия деятельности операторов данным рекомендациям, а также при необходимости предложении по результатам оценки изменений в де­ятельность операторов.

В целях обеспечения эффективности надзора и наблюдения в национальной платежной системе Банк России будет взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, а также с цент­ральными банками и иными органами наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств.

Автор: Барсуков С.В., директор Департамента финансовой политики Минфина России

Источник: Всероссийское совещание Национальная Платежная Система и роль Банка России в ее развитии. Сборник докладов 2011

 

Оставить комментарий

Категория Национальная Платежная Система

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *